Введение
В Республике Беларусь реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи.
При всей значимости урока физической культуры, как основы процесса физического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования, исключительная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.
Шестой день школьной недели может быть наполнен различным содержанием. Это и кружки по интересам, и занятия в различных студиях, и участие в общественно-полезных делах. При этом значительно возрастает роль физической культуры как наиболее эффективного средства сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Грамотно используя и чередуя различные средства, формы и методы физического воспитания, можно весьма эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, а также положительно воздействовать на сознание школьников при формировании основ здорового образа жизни. Но физкультурные занятия и мероприятия не могут заменять другие формы воспитательной работы с учащимися.
Объектом исследований – физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в шестой день недели.
Предмет исследования – планирование и организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях шестого школьного дня.
Цель исследований: изучить методические особенности планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях шестого школьного дня.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить инструктивно-методическую базу, регламентирующую физкультурно-оздоровительную работу в учреждениях общего среднего образования в шестой день недели;
- дать характеристику актуальным вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в шестой день недели;
- раскрыть особенности планирования физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в шестой день недели.
В ходе учебных занятий, проводимых в рамках исследования, использовались следующие методы: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, изучение передового педагогического опыта.
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов в образовательном процессе по физической культуре в учреждениях общего среднего образования.
1 Инструктивно-методические документы определяющие организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в шестой школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» образовательный процесс во всех общеобразовательных учебных заведениях организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и шестой день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах [1].
В этой связи возникла необходимость более продуманной организации в этот день недели досуга детей и подростков, привлечения их к занятиям физкультурой и спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, к участию в работе различных клубов и объединений, занятиях по интересам, рациональной организации трудовой, культурно-досуговой, общественно полезной деятельности.
Шестой школьный день недели органичная часть целостной образовательной системы общеобразовательного учреждения. Организация воспитательной работы в шестой школьный день недели планируется и проводится в соответствии с годовым планом работы общеобразовательного учреждения [2, с. 2].
В шестой день недели работа в общеобразовательных учреждениях и учреждениях внешкольного воспитания и обучения должна быть организована на добровольной основе с учетом интересов и потребностей всех учащихся, однако в первую очередь для той части школьников, которые в этом особо нуждаются. Необходимо обратить внимание на вовлечение в организованную деятельность несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении: из неблагополучных семей, семей группы риска, школьников, педагогически запущенных, склонных к девиантному поведению, а потому требующих особой педагогической заботы, социально-психолого-педагогического сопровождения [3, с. 17].
Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой в шестой школьный день. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы в субботу занимают общешкольные мероприятия (вечера, праздники, конкурсы).
Организация физкультурно-оздоровительной работы в шестой день недели регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
2. Вопросы организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в шестой школьный день
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в шестой день недели в учреждениях общего среднего образования является одним из приоритетных направлений воспитательной работы и решает следующие задачи:
- создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта;
- вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом;
- отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся и передача их в специализированные учебно-спортивные учреждения (детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки, центры олимпийского резерва);
- тесное взаимодействие с учреждениями внешкольного образования и воспитания, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта, проведение во внеучебное время совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований [7, с. 123].
В учебном году за счет часов, отведенных на факультативные занятия, рекомендуется организовывать занятия «урока футбола» («часа футбола»), который является комплексным физкультурно-спортивным мероприятием, направленным на популяризацию футбола как наиболее массового из игровых видов спорта [7, с. 123].
Методические рекомендации об организации и проведении Дней здоровья, «урока футбола» («часа футбола») размещены на сайтах Министерства образования Республики Беларусь www.minedu.unibel.by и учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» - www.sporteducation.by [1, с. 34].
В структуру внеклассной работы учителя физической культуры входят:
- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (методические занятия и консультации для учителей и классных руководителей по вопросам проведения на уроках физкультурных минуток, использования физических упражнений и игр в перерывах между уроками, физкультурных занятий во время спортивного часа в группах продленного дня, подготовки и участия класса во внутришкольной спартакиаде, другим вопросам физического воспитания учащихся);
организация и проведение с учащимися физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований круглогодичной спартакиады общеобразовательного учреждения, физкультурных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская
3 Планирование физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в шестой школьный день
Если в учреждении образования работает один учитель физической культуры, то с учетом интересов школы и отдела образования рекомендуется планировать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия по субботам 2-3 раза в месяц. Если в школе работают два и более учителей физкультуры, то практически каждую субботу по очереди они привлекают детей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
При этом время, затраченное на подготовку и проведение данных мероприятий, фиксируется каждым учителем в журнале внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и оплачивается в соответствии с действующим законодательством.
На практике не редки случаи, когда отделы образования дают распоряжения администрации школ об организации работы спортивных залов по субботам, например, с 10-00 до 20-00. Директор, не принимая во внимание, объем месячной внеклассной нагрузки учителя физической культуры и план его мероприятий, устно дублирует указанное распоряжение. На наш взгляд, такие действия не только мало эффективны с точки зрения системы и методики физического воспитания, но и зачастую вызывают негативную реакцию у учителей и учащихся, а также порождают конфликтные ситуации [13].
Заставлять работать учителя по субботам в объеме 8-10 часов с правовой точки зрения является нарушением трудового законодательства. Например, учитель физической культуры в рамках внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы запланировал на субботу два мероприятия, которые пройдут в течение 4-х часов (с 10-00 до 14-00).
В оставшееся время администрация школы может организовать классных руководителей и учителей-предметников на проведение в спортивном зале внутриклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, организационное содержание шестого учебного дня недели в целом должно носить комплексный характер.
Одной из главных задач, стоящих перед каждым учреждением образования, является оптимальный охват учащихся физкультурнооздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, недели, месяца и учебного года. Содержание таких мероприятий позволяет предупреждать не только гиподинамию (двигательную недостаточность) у учащихся, но и участвовать в подвижных играх всем учащимся, в том числе и отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. При этом очень важно совместно с медицинскими работниками регулярно отслеживать оздоровительный эффект от проведенных мероприятий.
Значительная роль при организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в шестой день школьной недели отводится социальному педагогу. Работа с родителями, привлечение их не только к организации и судейству, но и к непосредственному участию в
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Организация физкультурно-оздоровительной работы в шестой день недели регламентируется следующими нормативно-правовыми документами: Кодекс Республики Беларусь об образовании; Методические рекомендации по совершенствованию качества образования; Методические рекомендации по организации и проведению республиканской акции «Неделя спорта и здоровья»; Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»; Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. №206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 №78)»; Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях образования Республики Беларусь; Концепция, стандарт предмета «Физическая культура и здоровье»; Методические рекомендации «Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «урок футбола» («час футбола») в учреждениях образования».
2. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в шестой день недели в учреждениях общего среднего образования является одним из приоритетных направлений воспитательной работы и решает следующие задачи: создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта; вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом; отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся и передача их в специализированные учебно-спортивные учреждения; тесное взаимодействие с учреждениями внешкольного образования и воспитания, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта, проведение во внеучебное время совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
3. Шестой школьный день недели – органичная часть целостной образовательной системы общеобразовательного учреждения. Организация воспитательной работы в шестой школьный день недели планируется и проводится в соответствии с годовым планом работы общеобразовательного учреждения. В шестой школьный день организуется свободное общение, особенность которого в том, что оно пронизывает все виды предметной деятельности, являясь непременным элементом каждого из них.
1. Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2008. – №21. – С. 11-54.
2. Философия спорта: хрестоматия / сост. А.И. Пешков; Санкт–Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: Изд–во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – 423 с.
3. Пуйман, С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 1999. – 128 с.
4. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М: Владос-Пресс, 2002. – 433 с.
5. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. Смирнова С.А. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
7. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
8. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд – во АСВ, 2000. – 432 c.
9. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 385 с.
10. Степанкова, Э.Я. Методика физического воспитания / Э.Я. Степанкова – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 96 с.
11. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
12. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
13. Коробков, А.В. Физическое воспитание / А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков. – М.: Высш. школа, 1993. – 463 с.
14. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания. / В.Г. Шпак, А.А. Синютич – Витебск: Физкультура и спорт, 2007. – 172 с.
15. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Ф. Курамшина. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 455 с.
16. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2. – 695 с.
17. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для средн. спец. учеб. заведений / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.: Высш. шк., 1989. – 344 с.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
19. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
20. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – Т. 2. – 566 с.
21. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 №125 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/49-normative-documents-belarus/655-concept-of-continuous-education-of-children-and-youth-in-the-republic-of-belarus. – Дата доступа: 12.03.2016.