Введение
Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того, чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается по средствам текущего контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтому актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля.
Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьными предметами и в частности физической подготовкой [1, с. 28].
Объект исследования: педагогический контроль в физическом воспитании.
Предмет исследования: содержание, методика и форма педагогического контроля в физическом воспитании.
Цель работы: изучить содержание, методика и форма педагогического контроля в физическом воспитании.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить место и значение контрольно-оценочной деятельности в
системе физического воспитания.
2. Изучить основные виды педагогического контроля в процессе физического воспитания: педагогическое наблюдение и педагогическое тестирование.
3. Дать характеристику понятию «хронометрирование урока физической культуры» и изучить последовательность определения плотности урока путем хронометража.
4. Осуществить педагогический анализ структуры урока физической культуры.
1 Сущность и содержание понятия педагогический контроль
1.1 Понятие «педагогический контроль»
Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.
Контроль – это одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимную связь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, сравнить работу разных преподавателей, дать оценку достижениям учащегося и обнаружить недостатки в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений.
Само понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу имеет несколько трактовок. С одной стороны, педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к обыденному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников или студентов.
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый.
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на
2. Основные виды педагогического контроля в процессе физического воспитания
2.1 Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организаций: учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
- только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;
- оно позволяет фиксировать, педагогические события непосредственно в момент их протекания;
- наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания.
В результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании).
Наблюдающий независим от умения оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
1. Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя.
2. Недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.).
3. Возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием).
4. Пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать
Заключение
По результатам выполнения курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. Контроль занимает весьма значимое, вполне устойчивое и довольно определенное место в педагогических системах.
Изучение проблемы контроля в современных педагогических источниках позволяет выделить следующие функции контроля: образовательная (обучающая), воспитательная, развивающая, диагностическая, контролирующая, управляющая (управленческая), обратной связи, мотивационная, оценочная, стимулирующая, ориентирующая (в уровне учебных достижений), социальная, корректирующая, закрепляющая, обобщающая, повторительная, направляющая, проверочная, констатирующая, обеспечивающая, коммуникационная, организующая, методическая, метрическая, прогнозирующая.
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организаций: учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Непосредственное и опосредованное наблюдение по форме может быть открытым или скрытым.
Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально.
1. Башкиров, В.Ф. Комплексная реабилитация спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата / В.Ф. Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 240 с.
2. Бирюков, А.А., Кафаров, К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена / А.А. Бирюков. – М: Физкультура и спорт, 1984. – 152 с.
3. Бороховский, Е.М., Танянский, С.Ф., Церковная, Е.В. Естественно-научные основы теории и методики физического воспитания. Конспект лекций. – Харьков: ООО «Компания СМИТ», 2007. – 296 с.
4. Высочин, Ю.В. Специфические травмы спортсменов: Учебное пособие/ Ю.В. Высочин. – Л.: Б.и., 1980. – 43 c.
5. Гандельсман, А.Б., Смирнов, К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М: Физкультура и спорт, 1970. – 130 с.
6. Геселевич, В.А. Медицинский справочник тренера / В.А. Геселевич. – М: Физкультура и спорт, 1982. – 200 с.
7. Гужаловский, А.А., Ворсин, Е.Н. Физическое воспитание в школе. Метод, пособие. – Минск: «Полымя», 1988
8. Дембо, А.М. Врачебный контроль в спорте /А.М. Дембо. – М., 1988. – 100 с.
9. Дембо, А.М. Практические занятия по врачебному контролю /А.М. Дембо. – М.: ФИС, 1970. – 65 с.
10. Детская спортивная медицина / под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева. – М.: Медицина, 1991. – 559 с.
11. Карпман, В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 93 с.
12. Карпман, В.Л., Белоцерковский, З.Б., Гудков, И.А. Тестирование в спортивной медицине. В.Л. Карпман и др. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 206 с.
13. Косилов, С.А., Леонова, Л.А. Работоспособность человека и пути его повышения. С.А. Косилов. – М.: 1980. – 50 с.
14. Макарова, Г.А., Локтев, С.А. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культуры. Г.А. Макарова. – Краснодар, 1992. – 141 с.
15. Марков, Л.Н. Медицинское обеспечение спортивных соревнований с большим количеством участников // Теория и практика физической культуры. – М., 1987. – №1. – С. 48-49.
16. Мейксон, Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2001
17. Миронова, З.С. Травматизм в спорте, его профилактика и лечение. Стенограмма. Лекции / З.С. Миронова – М., 1972.
18. Спортивная медицина/под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. – М.: Медицина, 1994. – 383 с.
19. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры/ под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.
20. Черноусов, О.Г. Физическая культура / О.Г. Черноусов – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999. – 150 с.
21. Шестаков, В.Б., Ерегина, С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина – М.: ОЛМА Медиа групп, 2008.
22. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей/ В.А. Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др. Под ред. В.А. Баркова. – Минск: Технология, 2001