Введение
Во всех развитых и развивающихся странах большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с населением. Сохранение здоровья нации на сегодняшний день приоритетное направление государственной политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт по результатам многочисленных исследований повышают устойчивость организма к различным факторам внешней среды, способствуя тем самым укреплению здоровья человека и повышению его работоспособности.
Необходимость ведения физкультурно-оздоровительной работы в Республике Беларусь связана с ухудшением состояния здоровья населения. Высокая динамика экономических, социальных и экологических вызовов XXI века повлекло за собой ухудшение состояния здоровья населения. Этот процесс вызван комплексным воздействием ряда отрицательных факторов: продолжающимися негативными изменениями среды обитания, нервно-психической дезадаптацией в условиях нестабильного социально-экономического положения, чрезмерной алкоголизацией отдельных слоев населения. Следствием этих процессов стало усложнение демографической ситуации в республике. Активно развиваются процессы старения нации. В настоящее время пятая часть всего населения – лица старше трудоспособного возраста. Поэтому необходима система физкультурно-оздоровительных мероприятий, способствующих решению задачи повышения двигательной активности людей разного возраста, различного состояния здоровья [1, с. 28].
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что разнообразные формы занятий физическими упражнениями в системе физкультурно-оздоровительного комплекса РБ способствуют укреплению здоровья, гармоническому развитию и разносторонней физической подготовке учащихся. Так как важнейшей задачей нашего общества является подготовка физически совершенного, всесторонне и гармонически развитого молодого поколения, то в решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом, в соответствии с нормативно-правовыми основами.
Объект исследования – физкультурно-оздоровительный комплекс в Республике Беларусь.
Предмет исследования – возможности физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь для физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования.
Цель курсовой работы – изучить возможности физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь для физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:
1 Организация и содержание физической культуры в суверенной Беларуси
Конец 90-х годов двадцатого столетия ознаменовался в нашей истории распадом Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и системы социалистического государственного устройства. Бывшие советские республики стали строить свою государственность в новом качестве. Верховный Совет БССР 27 июня 1990 г. принял «Декларацию о государственном суверенитете БССР» и с сентября 1991 г. было официально утверждено современное название нашей страны – Республика Беларусь.
Неотъемлемой частью государственной политики суверенной Беларуси стала физическая культура. С первых шагов своего существования Республика Беларусь осуществляет организационное реформирование физкультурно-спортивной деятельности. Были созданы субъекты управления физической культурой. Государственный аппарат представлен сегодня субъектами специальной компетенции – это Министерство спорта и туризма, областные управления и городские (районные) отделы физической культуры и спорта. Ведущая роль в развитии спорта и подготовке спортивного резерва отводится общественным субъектам управления, среди которых доминирующее положение принадлежит Республиканским (областным) федерациям и ассоциациям по видам спорта, Республиканскому (областному) физкультурно-спортивному обществу «Динамо» (ФСО), Республиканским (областным) физкультурно-спортивным клубам (ФСК), Национальному олимпийскому комитету (НОК РБ) и др.1, с. 78
Направления физической культуры современной Беларуси разнообразны. Одним из самых многочисленных (по количеству занимающихся) и социально значимых является физкультурно-оздоровительное направление. Граждане Республики Беларусь получили реальное право и возможности укреплять свое здоровье, повышать физический и духовный потенциал, приобретать навыки и умения в использовании спортивных упражнений, посещая разнообразные организации: физкультурно-оздоровительные комплексы и комбинаты (ФОКи), физкультурно-оздоровительные центры (ФОЦ) на предприятиях, группы общей физической подготовки (ОФП), кружки прикладной физической культуры, клубы по интересам и т.п. Огромной популярностью у населения пользуются коммерческие предприятия по оказанию физкультурно-спортивных услуг – фитнесс-клубы, тренажерные залы, клубы спортивного танца и аэробики, школы восточных единоборств.
Начиная с 2003 г. физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проходят под девизом: «За физическое и нравственное здоровье нации». Особое внимание уделяется укреплению здоровья подрастающего поколения: функционируют школьные секции и кружки ОФП, детско-юношеские клубы ОФП, спортивно-технические клубы при предприятиях и ведомостях, структурах ДОСААФ, МЧС, детско-юношеские клубы по месту жительства. Активизирована физкультурно-оздоровительная работа в
2 Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в Республике Беларусь
Государственная политика в области физической культуры и массового спорта направлена, прежде всего, на укрепление здоровья нации. В Конституции Республики Беларусь (статья 45) записано: «Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда» [3] .
В Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 29.11.2003, ст. 6 подчёркивается, что каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на занятие физической культурой и спортом. Это право обеспечивается государственными органами, организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта различными средствами, включая проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с гражданами [4] .
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь был введён в действие Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (первая редакция) от 18.06.1993, в котором отмечалось, что физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью национальной культуры и истории белорусского народа, содействует гармоничному развитию личности. Он определяет правовые, социальные и экономические основы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Статья 13. Физическое воспитание по месту работы, жительства и отдыха населения. Развитие физической культуры и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха населения осуществляют местные советы народных депутатов [5].
Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (вторая редакция) от 29.11.2003, статья 10. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией. Вопросами организации физической культуры по месту жительства посвящён ряд статей Закона, в частности, статьи 11, 15, 17, 21, 35, 36 [3].
Кабинет министров Республики Беларусь от 27.11.1996 № 760 «О совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и городских посёлках республики» постановил:
1. Одобрить мероприятия по совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и городских поселках республики.
3. Цели, задачи и структура физкультурно-оздоровительного комплекса РБ
Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь представляет собой совокупность программ и нормативов в качестве основы физического воспитания граждан.
Целью Комплекса является развитие в Республике Беларусь массового физкультурно-спортивного движения, направленного на оздоровление, общее физкультурное образование, нравственное и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни нации средствами физической культуры [11].
Задачи Комплекса:
создание основы физкультурно-спортивного движения в стране;
повышение эффективности физического воспитания населения;
обеспечение преемственности в формировании здорового образа
жизни населения средствами физической культуры;
привлечение населения к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
содействие физическому и духовному оздоровлению населения [11].
Комплекс состоит из трех программ:
1. Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа.
2. Программа физкультурно-спортивных многоборий.
3. Программа мотивации и дальнейшего стимулирования граждан, успешно выполнивших требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь [11].
Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа состоит из 6 ступеней, дифференцированных по различным возрастным группам граждан от 7 до 60 лет. Нас интересуют только 2 первые ступени комплекса:
Первая ступень «Олимпийские надежды» для детей 7-10 лет.
Цель ступени: формирование начального уровня физической культуры.
Задачи ступени:
формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом;
содействие гармоничному физическому развитию и разносторонней физической подготовке;
формирование основных двигательных умений и навыков, удовлетворение потребности детей в двигательной активности;
обучение знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности, необходимым для здорового образа жизни;
мотивация подготовки к выполнению требований и норм Комплекса.
Требования ступени к базовому физкультурному образованию:
4. Сущность применения физкультурно-оздоровительного комплекса РБ в физическом воспитании учащихся
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Система физического воспитания – это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан.
Физическое развитие-процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни.
Признаками, характеризующими развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека.
Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания [2, с. 49].
На сегодняшний день формы занятий очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся все зависимости от количества занятий.
Формы занятий физическими упражнениями на примере учреждения общего среднего образования (рисунок 1.1).
Заключение
Неотъемлемой частью государственной политики как европейских, так и других развитых и развивающихся стран мира является физическая культура и спорт.
В Республике Беларусь значительную поддержку развитию физической культуре и спорту оказывает государство и общественные структуры. В нашей стране физическая культура сегодня доступна всем категориям граждан. Одним из приоритетных направлений физической культуры среди населения является физкультурно-оздоровительное направление. Регулированием деятельности в данном направлении занимается физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь.
В ходе написания курсовой работы мы сделали следующие выводы:
1. Республика Беларусь сохранила высокий уровень подготовки физкультурно-спортивных кадров. В учебные планы вводятся новые специализации: физическая реабилитация, эрготерапия, спортивный менеджмент и др.
2. В законодательстве Республики Беларусь единственный специальный закон, регулирующий общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, это Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. №2445-X-II «О физической культуру и спорте», который претерпевал значительные изменения.
3. Развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, эффективным инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь. Именно потому проблема организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением в Республике Беларусь имеет важное общегосударственное значение.
4. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь представляет собой совокупность программ и нормативов в качестве основы физического воспитания граждан.
5. Целью Комплекса является развитие в Республике Беларусь массового физкультурно-спортивного движения, направленного на оздоровление, общее физкультурное образование, нравственное и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни нации средствами физической культуры.
6. Основными сферами применения возможностей физкультурно-оздоровительного комплекса в учреждениях общего среднего образования являются: урочная деятельность (основная цель – приобщение к занятиям физическими упражнениями); внеурочная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность (углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на уроках, организация здорового отдыха учащихся).
1. Филиппов, Н.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в современных социально-экономических условиях: Автореф. докт. дис. – М., 2005.
2. Крюков, Д.Н. Организация физкультурно-оздоровительной работы. – М.: ФиС, 1972.
3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года 17 октября 2004 года). – Минск: Амалфея, 2007. – Ст. 45.
4. 3акон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 29.11.2003 №251 – 321 с.
5. Закон Республики Беларусь «О Физической культуре и спорте» от 18.06.1993.
6. Законодательные и нормативно-правовые акты по организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства. – Минск, 2005
7. Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма. – 1997 г.
8. Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2003-2006 годы.
9. Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007-2010 годы
10. Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2016-2020 годы.
11. http://kodeksy-by.com – Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь июля 2014 г. №16 Об утверждении Положения о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. №17 – Дата доступа: 15.11.2016.
12. Аристова, Л.В. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования. / Л.В. Аристова. – М.: Экономика, 1991. – 144 с.
13. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. / под общ. ред. С.П. Евсеева. – М.: Сов. спорт, 2007. – Т. 2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. – 448 с.
14. Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. №1546 «Об утверждении классификации физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь; Планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений»
15. Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. №832 от 30.06 1997 «Об организации и предоставлении платных физкультурно-оздоровительных услуг населению средствами физической культуры и спорта».
16. Селуянов, В.Н. Научно-методическая деятельность: учебник/ В.Н. Селуянов, М.Н. Шестаков. – М.: Физическая культура, 2005. – 288 с.
17. Спортивное право в Республике Беларусь: Сборник статей / Белорусский республиканский союз юристов. – Минск: Ред. журнала «Промышленно-торговое право», 2011. – 285 с.
18. Белтелерадиокомпания. Агентство новостей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tvr.by. – Дата доступа: 15.11.2016.
19. Единая спортивная классификация Республики Беларусь 2009-2012 гг. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь. – Введ. 01.01.09. – Минск, 2009. – 324 с.
20. Кобринский, М.Е., Еншин, М.М. Организационно-методические аспекты управления спортом: моногр. / М.Е. Кобринский, М.М. Еншин; белорус. Гос. Ун-т физ. Культуры. – Минск: БГУФК, 2010. – 217с.
21. Каменков, В.С. Национальное спортивное право Беларуси: понятие, реалии и перспективы // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.