Введение
Глава 1. Понятие «спортивного совершенствования» в футболе
1.1 Этапы и особенности тренировочного процесса в футболе
1.2 Цели и направления спортивного совершенствования в футболе
1.3 Задачи и особенности физической подготовки в футболе
Заключение по главе 1
Глава 2. Структура физической подготовленности футболистов на этапе спортивного совершенствования
2.1 Показатели физической подготовленности футболистов на этапе спортивного совершенствования
2.2 Характеристика методов оценки уровня физической, технической и игровой подготовленности
Заключение по главе 2
Глава 3. Методы и средства совершенствования физической подготовки футболистов
Заключение по главе 3
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном футболе происходят постоянные изменения, связанные с расширением зон действия игроков и возможностей взаимозамены, совершенствованием технико-тактических действий спортсмена.
Естественно, это не могло не повлиять на организацию учебно-тренировочного процесса на этапе совершенствования подготовленности футболиста, поскольку игровая деятельность футболиста зависит от физической подготовленности, которая, в конечном итоге, является показателем спортивного мастерства. Отметим и тот факт, что футболисты бывают с различным уровнем развития двигательных способностей, которые зависят, в первую очередь от игрового амплуа. Все это обуславливает специфику индивидуализации спортивной деятельности на всех этапах тренировочного процесса.
Анализ ряда исследований в области индивидуализации физической подготовленности футболистов (А. Беляков, К. Вихров, С. Голомазов и др.) позволил нам утверждать, что подготовка резерва для профессионального футбола требует индивидуального подхода к игрокам. Вместе с тем, вопрос методики, позволяющей приблизить учебно-тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования к модели игрового процесса разработан недостаточно.
Актуальность темы курсовой работы определяется значительной необходимостью специальной физической подготовки на этапе спортивного совершенствования.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что специальная физическая подготовленность футболистов позволяет подобрать адекватные средства и методы тренировочных воздействий на этапе спортивного совершенствования, а также сделает процесс тренировки индивидуальным, независимо от игрового амплуа футболиста.
Объект исследований – физическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования – особенности физической подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования: изучение особенностей физической подготовленности футболистов на этапе совершенствования физических качеств.
Глава 1 Понятие «спортивного совершенствования» в футболе
1.1 Этапы и особенности тренировочного процесса в футболе
При организации тренировочного процесса в футболе применяют годовое, этапное, оперативное и текущее планирование.
Годовой план составляется в соответствии с календарем соревнований и включает в себя тематический план учебно-тренировочной работы. Он включает в себя подготовительный, соревновательный и переходный периоды подготовки. Однако при подготовке юных футболистов говорить о периодизации нецелесообразно, так как учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на овладение и совершенствование умений и навыков, развитие физических качеств с учетом возрастных особенностей юных футболистов. Этот процесс носит непрерывный характер [2].
Рассмотрим каждый и периодов подробнее:
1. Подготовительный период делится на два этапа (обще подготовительный и специально-подготовительный) и имеет продолжительность 3 мес. Основная направленность тренировочной работы в подготовительном периоде – приобретение спортивной формы с дальнейшей ее стабилизацией.
2. Соревновательный период продолжается около 8 мес. Главной целью тренировочного процесса в этом периоде является сохранение спортивной формы для достижения максимальных результатов в соревнованиях.
3. Переходный период длится 1,5 мес. В этот период футболисты в тренировочном процессе поддерживают спортивную форму. Используются упражнения из других видов спорта (лыжи, акробатика, спортивные игры) [2].
Этапное планирование включает в себя составление рабочего плана подготовки команды в одном из периодов. План подготовительного периода содержит в себе почасовой объем тренировочных занятий различной направленности, уточняет количество контрольных игр, раскрывает динамику нагрузки.
План подготовки в соревновательном периоде включает в себя чередование различных микроциклов в зависимости от календаря соревнований, уточняет содержание и направленность тренировочных занятий в межигровых циклах.
Глава 2 Структура физической подготовленности футболистов на этапе спортивного совершенствования
2.1 Показатели физической подготовленности футболистов на этапе спортивного совершенствования
Спортивная тренировка включает в той или иной мере все основные раздели или относительно самостоятельные стороны: техническую, физическую, тактическую, психическую и интегральную. Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.
Исследованию разных сторон специальной физической подготовленности футболистов посвящено немало работ, но имеющиеся научные исследования в этой области были направлении, как правило, на изучение отдельных сторон подготовленности или двигательных способностей в разной мере влияющих на уровень спортивных достижений в футболе.
Так, некоторыми из авторов (Г.А. Лисенчук [15; 16], В.Н. Шамардин [22]) исследовались показатели быстроты, прыгучести, различных видов выносливости. Вопросы структуры подготовленности спортсменов освещены в фундаментальных научных трудах В.Н. Платонова.
Одновременно необходимо отметить, что ряд вопросов изучаемой проблемы юношеского футбола практически не нашли своего разрешения. В частности, не освещены вопросы уровня развития физических качеств юных футболистов, взаимосвязи физических качеств, взаимосвязи физических качеств и двигательных умений.
В целом можно говорить о том, что среди многих факторов, обуславливающих возможность достижения высоких спортивных результатов в различных видах спорта (в том числе и в футболе), одним из основных является высокий уровень физической и технической подготовленности; процесс формирования спортивных движений (техническая подготовка) и воспитания физических качеств (физическая подготовка) хотя они и являются различными специфическими сторонами двигательной деятельности спортсмена, но неразрывно связаны и предопределяют друг друга: спортивная техника способствует проявлению физических возможностей спортсмена, а соответствующий уровень развития
Глава 3 методы и средства совершенствования физической подготовки футболистов
Развитие, совершенствование и поддержание на достигнутом уровне физических качеств футболистов происходит во время выполнения любых тренировочных упражнений. При этом мера воздействии на эти качества зависит от величины и направленности срочных тренировочных эффектов (СТЭ) упражнений (или серий упражнений) [22].
СТЭ могут быть избирательными (и тогда мы говорим о развитии и совершенствовании какого-нибудь одного двигательного качества) или смешанными (в этом случае при выполнении задания совершенствуются в той или иной степени все двигательные качества).
Специфические упражнения являются средствами преимущественно смешанного воздействия, а неспецифические – избирательного. Эффективность физической подготовки футболистов зависит от соотношения частных объемов специфических и неспецифических упражнений.
При планировании нагрузок для развития и совершенствования двигательных качеств надо учитывать структуру проявления этих качеств в соревновательных играх. Установлено, что ведущими в футболе являются некоторые проявления ловкости, физическая работоспособность, скоростно-силовые качества [22].
Рассмотрим методы и средства совершенствования физических качеств футболиста.
1. Методы комплексного совершенствования физических качеств.
Комплексное развитие двигательных качеств футболистов осуществляется при использовании основных для футбола специфических средств тренировки. Необходимо помнить, однако, что специфические упражнения всегда воздействуют на развитие технико-тактического Мастерства, физических качеств и, при определенных условиях, волевых качеств.
Направленность специфических упражнений, как правило, смешанная, и чем сложнее они, тем шире круг физических качеств, проявляемых при выполнении заданий.
Например, в специфическом упражнении «квадрат» 5х2 на 1/8 футбольного поля футболисты в течение 5 мин. выполняют рынки на максимальной скорости на отрезках 5-15 м. При этом определенное воздействие на развитие скоростных качеств оказывается, но мера его
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Заключительный этап футбольного образования (этап совершенствования физической подготовленности, этап развития мастерства спортсмена) всегда характеризуется усложнением структуры тренировочного процесса за счет изменения параметров нагрузок.
2. Именно потому учеными, работающими в данном направлении, неоднократно указывалось, что при переходе на данный этап необходимо уже обладать высокими показателями физической подготовленности: выносливости, силы, быстроты и пр. Причем, повышение объема нагрузок не должно существенно сказываться на уровне тренированности футболиста.
3. При разработке методики совершенствования физической подготовленности футболиста в возрасте 16-18 лет учитываются индивидуальные биометрические показатели, аэробные и анаэробные возможности спортсмена, опыт участия в соревнованиях. В последствие все показатели оказывают непосредственное влияние на содержание тренировочного процесса на этапе совершенствования физической подготовленности.
4. В нашей работе также было отмечено, что процесс универсализма в игровой деятельности футболистов различного требует не только высокого уровня физической и технической подготовленности, но и грамотного сочетания тактических средств и методов, применяемых в игре.
1. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. – М.: Медицина, 2000. – 236 с.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: КноРус, 2011. – 368 с.
3. Беляков, А. Динамика скоросно-силовой подготовленности квалифицированных футболистов в соревновательном периоде. // Теория и практика футбола. – 2003. – №3. – С. 21.
4. Бен, Лакреш Жамиль Эддин Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приемы ее совершенствования. – Автореф. Дисс канд. Пед. Наук. – МД996 –25 с.
5. Вихров, К., Догадайло, В. Педагогический контроль в процессе тренировки. – Киев, Научно-методический отдел Федерации футбола Украины, 2000. – 66 с.
6. Голомазов, С., Шинкаренко, И. Футбол. Тренировка специальной работоспособности футболистов / С. Голомазов, И. Шинкаренко – М., РГАФК, 1994. – 77 с.
7. Голомазов С., Чирва Б. Направление контроля в футболе // Теория и практика футбола. – М.– 2000. – №2. – С. 31.
8. Голомазов, С, Чирва, Б. Оценка факторов, лимитирующих проявление футболистами техники владения мячом. Теория и практика футбола – 2000 – №2 – С. 45
9. Джус, О. Индивидуальная тренировка футболистов / О. Джус – Киев, Научно-методический отдел Федерации футбола Украины, 2000. – 34 с.
10. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк – М.: Академия, 2010. – 272 с.
11. Зонин, Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 21 с.
12. Иманалиев, Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. ... канд.пед наук. – М., 1993. – 24с.
13. Ищенко, В., Лисенчук, Г. Сравнительный анализ физической подготовленности футболистов команд разной квалификации // Наука в олимпийском спорте. – 2003. – №1. – С. 56.
14. Лалаков, Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: Автореф. дисс…. д-р. пед. наук. – Омск, 1998 – 54 с.
15. Лисенчук, Г.А. Теоретико-методические основы управления подготовкой футболистов. Дисс. доктора пед. наук. – Киев, НУФВСУ, 2004.
16. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г.А. Лисенчук – К., 2003. – 272 с.
17. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта / В.Г. Никитушкина – М.: Физическая культура, 2010. – 208 с.
18. Озеров, В.А., Скоморохов, Е.В., Тюленьков, С.Ю. Методика построения краткосрочной тренировочной программы подготовки футболистов // Науч.-спорт. вестник. – М., 1990. – № 5. – С. 27.
19. Попов, А.В. Особенности индивидуализации совершенствования технического мастерства футболистов Научно-методические основы подготовки спортсменов высокого класса, 1980 – 165 с.
20. Пшибыльский, В. Специальная физическая подготовленность квалифицированных футболистов в подготовительный период подготовки // Наука в олимпийском спорте. – 2003. – №1. – С. 27.
21. Скоморохов, Е.В., Шестаков, М.М., Голденко, А. Методы оценки технической подготовленности высококвалифицированных футболистов: Методические рекомендации. – М., 1983. – 21с.
22. Шамардин, В.Н. Моделирование подготовленности квалифицированных футболистов / В.Н. Шамардин – Днепропетровск, 2002. – 201 с.
23. Шестаков, М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: Дис … докт.пед.наук. – М., 1992. – 509 с.
24. Шестаков М.М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе: учебно-методическое пособие. – Краснодар, 1993. – 28с.
25. Шустин, Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С. 73.
26. Филин, В.П., Нагорный, В.Э. О нормировании и распределении тренировочных нагрузок при спортивной подготовке подростков и юношей. // Кн.: Проблемы юнош. спорта. – М., 1963. –119 с.
27. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов – М.: Академия, 2012. – 480 с.
29. Чанади, А. Футбол – тренировка / А. Чанади – М: Физкультура и спорт,1985 – 87 с.