Введение
Физическое воспитание современного учреждения общего среднего образования не предусматривает в своей программе занятия единоборствами. Дети имеют возможность заниматься ими только в специально оборудованных залах, которых не так много. Единоборства в современной жизни очень быстро развиваются. Этому способствует уровень жизни, появление новых талантливых специалистов (тренеров, спортивных педагогов, инструкторов). Актуальность выбранной темы заключается в том, что сохранение здоровья детей является одной из главных проблем современного общества, а занятия единоборствами, оказывают положительное влияние на здоровье занимающихся, отлично развивают скелетную мускулатуру, положительно влияют на нервную систему и общий тонус организма.
Но независимо от популярности восточных единоборств в современном обществе, здесь присутствует ряд проблем. Это проблемы здорового образа жизни, недостаточное количество хорошо оборудованных залов и инвентаря, а также неправильное представление современных людей о боевых искусствах.
Единоборства – это спорт, основанный на том, чтобы победить соперника психологическим, техническим, физическим преимуществом. Многие считают, что изучение единоборств – это сухая отработка приемов, но это далеко не так. Занятия единоборствами – это духовное развитие, дисциплинированность во всех её проявлениях, воспитание чувства товарищества, отличное средство против стресса, формирование морально-волевых качеств, самоконтроль, уверенность в своих силах, хороший пример подрастающему поколению, возможность защитить себя и свою семью в опасной ситуации [1, с. 28].
Методом исследования является анализ научной литературы таких авторов как Васильков А.А., Виленский М.Я., Литвинов ЕМ., Виноградов П.А., Волков Л.В., Сафошин А.В., Иванков Ч.Т., Ли А., Сарычева Т.А., Иванов-Катанский С., Ивочкин В.В., Колесов Д.В., Муравов И.В., Набатникова М.Я., Накаяма М., Скребец В.А., Станкин М.И., Травников А.И., Фомин НА., Филин В.П., Щербаков В.П. и других.
Объект исследования: средства и методы карате.
Предмет исследования: особенности организации и планирования занятий в секциях каратэ с детьми среднего школьного возраста.
Цель работы: изучить особенности организации и планирования занятий в секциях каратэ с детьми среднего школьного возраста.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятия о системе восточных единоборств
2. Рассмотреть историю возникновения каратэ как вида спорта.
1 Понятие о системе восточных единоборств
Восточные единоборства – это философия; это неотъемлемая часть философии даосизма и буддизма; образец отступления перед превратностями судьбы, когда нужно слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой, чтобы обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу из ошибок и уроков, которые преподает жизнь. Все это – многочисленные аспекты восточных единоборств; они учат нас способу жить и способу защищаться [1, с. 15].
В современной педагогике боевые искусства еще не нашли широкого применения. Имеет место использование лишь отдельных методов БИ. Например, в КНР в серии «Народные традиции» регулярно печатаются методические пособия по тем или иным формам БИ; в США издается периодическое издание «Journal of Asian Martial Arts»; в нашей стране с 1991 г. выпускается журнал «Цигун и Спорт», приложение к «Проблемам Дальнего Востока».
В связи с социально-политическими потрясениями прошлого столетия, китайская классическая концепция военного обучения подверглась идеологической критике, а ее последователи - репрессиям. Но возрождение народных традиций в современном Китае не оставило в стороне и многовековой опыт военного обучения. С 1973 года в КНР классическая концепция военного обучения изучается и развивается в форме «национальных воинских искусств» го-шу или у-шу, психофизических упражнений ци-гун и различных форм кулачного боя цюань-шу. В средней и высшей школе КНР она входит в обязательную программу обучения. С 1986 года вновь действует старая монастырская школа Шаолинь.
Основное требование для успешной реализации китайской концепции обучения единоборствам в современном военно-педагогическом процессе сформулировал китайский исследователь Сю Шаотин, в своей работе «Основные требования к занятиям цигун в ВУЗах» он указал, что обучая по исследуемой концепции не следует перенимать методику современного учебного процесса. Более того, заострил внимание Сю Шаотин, после очередного этапа обучения обучающиеся должны писать сочинение по теме «Суть обучения...». Формами обучения являются лекции и тренировки, семинары и учения, причем время практических занятий должно существенно превышать время теоретических занятий в пропорции не менее 9:1 [1, с. 23].
В 70-х г. ХХ века советские специалисты начинают изучать опыт восточных единоборств, постепенно расширяя спектр исследований от узко спортивных аспектов к психологическим, философским, педагогическим. Первоначально взгляды исследователей и энтузиастов были обращены на японские системы дзю-до, каратэ-до; затем, после запрета каратэ в 1981 г., на китайские у-шу и ци-гун. Отдельные компоненты классического
2 Структура и функции контроля как компонента педагогической системы
На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект – боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.
Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.
Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства [3, с. 119].
С точки зрения восточной философии, человек – звено в единой системе мирового развития, боевые искусства – часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.
Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один – совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и
3 Анатомо-физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста
3.1 Состояние здоровья школьников на современном этапе
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности.
Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии.
Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, и т.п.), получивших столь большую популярность в последние годы. Учебные нагрузки в школах «нового» типа настолько велики, что большая часть детей, обучающихся в них, имеют сочетанные, полиорганные нарушения в состоянии здоровья.
Актуальность и социальная значимость проблемы адаптации детей к высоким учебным нагрузкам в школах «нового» типа определяется также огромным экономическим ущербом, который обусловлен высокой заболеваемостью и инвалидизацией школьников.
Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения.
При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей.
У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии [6, с. 70].
Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии
4 Каратэ в системе физического воспитания школьников
4.1 Особенности организации и планирования занятий в секциях каратэ с детьми среднего школьного возраста
Карате для детей среднего школьного возраста, прежде всего, это система общего физического и духовного развития, которая содержит в себе элементы боевого искусства. Основой карате является воспитание сильного и крепкого духа, способного преодолеть себя и свои слабости, любые препятствия и трудности, встречающиеся на тренировках, а затем и в жизни.
Одни перед ними пасуют, а другие преодолевают их. А трудности всегда начинаются с малого: рано встать, сделать зарядку, облиться холодной водой, помыть посуду, выучить уроки, помочь другу, не обижаться.
Регулярные занятия карате в помогают детям победить свою лень, стрессы, укрепить здоровье, получить заряд энергии, приобрести уверенность и воспитать Силу Духа.
Дети обучаются каратэ на фоне строгой дисциплины и восточной философии. Занятия проводятся с применением игрового метода и метода эмоциональной разгрузки, с частой сменой различных упражнений.
В процентном соотношении доля непосредственного изучения боевого искусства в тренировочном процессе занимает от 15 до 20 процентов, а всё остальное время занятия направлено на физическое и духовное развитие ребёнка.
Также в процессе обучения ребёнок получает знания по истории возникновения, развития и становления каратэ, о правилах поведения на занятиях, изучает некоторые элементы японского языка [10, c. 60]
Ребёнку прививается идея того, что боевые приёмы, которые он изучает на занятиях применяются только для защиты себя, своих близких и нуждающихся в помощи, но не в коем случае для нападения и унижения других людей.
В процессе обучения выявляются одарённые дети, которые по желанию могут изучать под руководством учителя спортивный раздел каратэ, участвовать в соревнованиях, приобретать спортивные разряды и т.д.
Все остальные ученики могут с успехом заниматься изучением традиционного, основного раздела каратэ, воспитывая себя в духе боевого искусства, развивая и укрепляя своё тело и дух.
По мере подготовленности каждый ученик или ученица будут своевременно аттестованы и поэтапно получат цветные пояса соответствующей квалификации: 9 КЮ – белый пояс; 8 КЮ – жёлтый пояс; 7 КЮ – оранжевый пояс; 6 КЮ – зелёный пояс; 5 КЮ – синий пояс; 4 КЮ –
Заключение
По результатам выполнения курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие - результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка.
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.
Средний школьный возраст ребенка характеризуется бурным развитием его организма. В это время происходит активное формирование нервной, костной, мышечной систем, совершенствование дыхательного аппарата. Потому этот период очень важен для физического развития ребенка и его здоровья. Физическое воспитание детей оказывает огромное влияние на их умственное развитие, на формирование многих положительных черт характера: инициативности, активности, выдержки и др.
Самой лучшей профилактикой от болезней являются физические нагрузки. Без занятий физкультурой невозможно воспитать выносливого крепкого человека, а в будущем без них же этому человеку невозможно будет удержать свое здоровье. Здоровье человека зависит от его физической подготовки. Только физические нагрузки способны укрепить связки, нарастить мышцы, улучшить контуры фигуры. Здоровое тело может противостоять многим заболеваниям.
Основой карате является воспитание сильного и крепкого духа, способного преодолеть себя и свои слабости, любые препятствия и трудности, встречающиеся на тренировках, а затем и в жизни.
1. Воронов, И.А. Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат канд. пед. наук. Военный Университет. – М., 1996. – 26 с.
2. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В. Абаев – Новосибирск., 1989 – 80 с.
3. Костяева, А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века / А.С. Костяева – М., РАН, 1995 – 67 с.
4. Воронов, И.А. Секретные боевые искусства Китая / И.А. Воронов - СПб.: Б&К, 2000. – 242 с.
5. Анатомия и физиология [Текст] / Под ред. Е.А. Воробьевой, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянниковой. – М.: Медицина, 2005. – 348 с.
6. Апанасенко, Г.Л., Науменко, Г.Г., Соколовец, Т.Н. Об оценке состояния здоровья человека. // Врачебное дело. – 1998. – №5. – C. 23-25.
7. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] / И.В. Аулик. – М.: Медицина, 2000. – 236 с.
8. Воробьева, Е.А., Губарь, А.В., Сафьянникова, Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник // (Учеб. лит. Для учащихся мед. училищ) – М.: Медицина, 1988 – 432 с.
9. Мейксон, Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2001
10. Черноусов, О.Г. Физическая культура / О.Г. Черноусов – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999. – 150 с.
11. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайбаум – М: Просвещение, 1991. – 64 с.
12. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: КноРус, 2011. – 368 с.
13. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010. – 233 с.
14. Дворник, Л.С. Физкультура и спорт [Текст]. Л.С. Дворник., А.А. Хабаров., С.Ф. Евтушенко. // Использование отягощений на тренировках – 1999 – №3 – С. 12-16.
15. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк – М.: Академия, 2010. – 272 с.
16. Жуйков, В.П.: Физическая культура 1-4 классы / В.П. Жуйков – Белгород: НИУ БелГУ, 2011. – 140 с.
17. Круцевич, Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: Учеб. пособие для студ. ВУЗов физ.воспитания и спорта – К.: Олімпійська література, 1999. – 232 с.
18. Лях, В.И.: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы. / В.И. Лях – 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. 104 с.
19. Методические указания по общей физиологии [Текст] / Под ред. А.С. Мозжухина, Е.Б. Сологуб. – СПб: ГДОИФК, 2001. – 282 с.
20. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов – М.: Академия, 2012. – 480 с.
22. Ченегин, В.М. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта [Текст] / В.М. Ченегин. – СПб.: Феникс, 2009. – 206 с.