Введение
Актуальной проблемой системы управления физической культурой и спортом является формирование оптимальной модели управления, в которой будут равномерно распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физической культуры и спорта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Республики Беларусь.
Развитие массовой физической культуры и спорта является одним из приоритетов политики государства РБ.
Основным правовым актом, определяющим правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, является Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 г.
Закон направлен на определение правовых и организационных основ деятельности в сфере физической культуры и спорта, создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий и участия в них спортсменов (команд спортсменов).
В нашей стране имеет место быть сочетание государственного и общественного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта. Каждый общественный и государственный орган управления имеет свои особенности, свою структуру и выполняет определенные функции.
Изучение структуры и функций государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта дает возможность составить целостное представление о системе управления физической культурой и спортом в нашей стране.
Цель курсовой работы: рассмотреть структуру и функции государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта Республики Беларусь.
Объект исследования: органы управления физической культуры и спорта.
Предмет исследования: государственные и общественные органы управления физической культуры и спорта РБ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы управления физической культуры и спортом в РБ.
2. Раскрыть структуру и функции государственных органов управления физической культуры и спортом в РБ.
3. Раскрыть структуру и функции общественных органов управления физической культуры и спортом в РБ.
Практическая значимость работы: теоретический материал данной работы может быть полезен для учителей физической культуры и студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура».
Под управлением следует понимать постоянное, планомерное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объекты управления (того, кем управляют) для организации и координации их деятельности в целях выполнения определенных задач.
Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании [1, с. 147].
Управление как специфический вид деятельности реализуется посредством выполнения ряда управленческих действий, которые получили название функций управления
Управление осуществляется аппаратом управления как специфическим органом физкультурно-спортивной организации. Важным является не только наличие аппарата управления, но и его структурный состав, характер связей между звеньями и элементами структуры управления, степень централизации и децентрализации, полномочия и ответственность работников, занимающих различные должности в аппарате.
Процесс управления может быть эффективным лишь в том случае, если осуществляется профессионально подготовленными специалистами, которые создают физкультурно-спортивные организации и руководят ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.
Принято различать основные и конкретные функции управления.
Основные функции управления осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, реализуются в любой физкультурно-спортивной организации и на любом иерархическом уровне управления, состав и содержание основных функций управления неизменны, обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов.
В настоящее время различные специалисты предлагают рассматривать различные основные функции управления. Традиционными основными функциями управления являются:
– организация – деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;
Любая система управления всегда ориентирована на достижение определенных целей. Не является исключением и система государственных органов управления физической культуры и спорта.
Работа системы государственных органов управления направлена на:
– проведение единой государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма;
– разработку концепций развития физической культуры, спорта и туризма в республике и методов их реализации;
– разработку государственных программ развития физической культуры, спорта и туризма, межотраслевая координация их выполнения;
– создание научно обоснованной системы физического воспитания и оздоровления населения, развития детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, координацию физкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
– создание совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры, спорта и туризма;
– организацию и проведение республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на территории Республики Беларусь;
– обеспечение подготовки национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в международных спортивных мероприятиях;
– пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни;
– содействие республиканским и иным общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;
– участие в формировании и реализации государственной политики по созданию материальной базы физической культуры, спорта и туризма;
– развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры, спорта и туризма;
– осуществление контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о физической культуре, спорте и туризме.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь является специальным государственным органом организации и управления
Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь – общественная организация, признанная Международным олимпийским комитетом.
Национальный олимпийский комитет РБ является самостоятельной, независимой общественной организацией. Ее статус и деятельность соответствует Олимпийской Хартии, Конституции РБ, Закону РБ «О физической культуре и спорте», Закону РБ «Об общественных объединениях» и др.
Национальный олимпийский комитет РБ возглавляет олимпийское движение Беларуси и руководствуется в своей деятельности законодательством, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, иными решениями Международного олимпийского комитета и своим уставом.
Миссией Национального олимпийского комитета Республики Беларусь является развитие, поддержка и защита Олимпийского движения в нашей стране в соответствии с Олимпийской хартией.
Национальный олимпийский комитет РБ осуществляет свою деятельность в соответствии с определяющими положениями Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) и законодательством РБ.
Задачами Национального олимпийского комитета РБ в соответствии общими положениями МОК являются:
– развитие олимпийского движения в своей стране;
– содействие развитию физического и духовного развития людей;
– способствование идеям дружбы между народами и т. д [9, с. 51].
Функции Национального олимпийского комитета Республики Беларусь следующие:
– пропаганда принципов олимпийского движения;
– содействие развитию спорта;
– популяризация занятий физической культурой и спортом;
– способствование укреплению международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта;
– участие в проведении совместно с Министерством спорта и туризма РБ единой государственной политики в сфере спорта высших достижений;
– представление интересов РБ в Международном олимпийском комитете, иных международных спортивных организациях;
В завершение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы.
1. Управление физической культурой и спортом – это система конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании. Функции управления физической культурой и спортом могут быть основными и конкретными (специфическими). Регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта в РБ строятся на основе сочетания государственного и общественного регулирования и управления.
2. Министерство спорта и туризма РБ является головным органом управления всей физкультурно-спортивной деятельностью на самом высоком – республиканском уровне. Далее организационную структуру государственных субъектов специальной компетенции представляют управления физической культуры, спорта и туризма облисполкомов и Мингорисполкома. На городском и районном уровне управления физкультурно-спортивную деятельность выполняют Отделы физической культуры и спорта. Министерство здравоохранения Республики Беларусь можно определить в качестве субъекта организации контроля за здоровьем занимающихся физической культурой. Министерство образования РБ как субъект управления, имеет широкую структуру воздействия на физическую культуру и спорт через объекты образовательных и дошкольных учреждений.
3. Общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта осуществляют: Национальный олимпийский комитет РБ; Паралимпийский комитет РБ, организации, возглавляющие дефлимпийское, специальное олимпийское движения Беларуси; федерации (союзы, ассоциации) по виду спорта; республиканские государственно-общественные объединения. Миссией Национального олимпийского комитета РБ является развитие, поддержка и защита Олимпийского движения. Паралимпийский комитет координирует работу по развитию и пропаганде инваспорта. Национальное антидопинговое агентство создано в целях предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, организации допинг-контроля. Федерация создана в целях развития вида спорта, организации и проведения спортивных соревнований по данному виду спорта. К другим общественным объединениям в системе управления относятся: специализированные учебно-спортивные учреждения; клубы по виду спорта; физкультурно-оздоровительные, спортивные центры, клубы; учебно-методические центры физического воспитания населения; центры физического воспитания и спорта учащихся и студентов; лагеря. Рассмотренные государственные и общественные органы управления физической культуры и спорта Республики Беларусь имеют свою уникальную структуру и функции.
1 Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учеб. пособие для вузов / В.В. Галкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.
2 Блинов, В.М. Теоретические основы управления физической культурой и спортом / В.М. Блинов. – Малаховка: Великие Луки, 1989. – 57 с.
3 Литвинович, В.М. Организация и экономика физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие / В.М. Литвинович, О.А. Гусарова, Н.Ф. Денисенко. – Мн.: БГУФК, 2008. – 117 с.
4 О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З 2/ (21.01.2014) // Национальный правовой Интернет-портал РБ [Электронный ресурс]: – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ – Дата доступа: 10.05.2016.
5 Алексеев, Р.А. Международное олимпийское движение / Р.А. Алексеев. – М.: Знание, 1966. – 176 с.
6 Положение о Министерстве спорта и туризма РБ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. № 963 (18.07.2014) // Национальный правовой Интернет-портал РБ [Электронный ресурс]: – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 10.05.2016.
7 Середин, А.А. Коледа В.А. Организация и экономика физической культуры и спорта: учеб.-метод. комплекс / А.А. Середин, В.А. Коледа. – Минск: БГПУ, 2014. – 105 с.
8 Грабар, Р.Н. Организация и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие / Р.Н. Грабар, Ж.Г. Шумак. – Пинск: ПолесГУ, 2013. – 89 с.
9 Вилькин, Я.Р. Управление и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Я.Р. Вилькин. – Минск: БГУ, 1992. – 108 с.
10 Золотов, М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / М.И. Золотов. – М.: Академия, 2001.– 432 с.
11 Величко, А.А. Организация физического воспитания в Республике Беларусь: пособие в схемах и таблицах / А.А. Величко, Н.Н. Коржевский. – Мозырь: МГПУ, 2004. – 57 с.
12 Кобринский, М.Е. Организационно-методические аспекты управления спортом / М.Е. Кобринский, Е.Е. Еншин. – Минск: БГУФК, 2010. – 217 с.
13 Экономика физической культуры и спорта / под ред. В.В. Кузина. – М.: Академия, 2001. – 615 с.
14 Об утверждении Типового положения о городском, районном физкультурно-оздоровительном центре (центре физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивном клубе: Постановление Министерства спорта и туризма РБ от 22 июля 2013 г. № 19 (23.08.2013) // Национальный правовой Интернет-портал РБ [Электронный ресурс]: – Минск, 2013. – Режим доступа: http://pravo.by/. – Дата доступа: 10.05.2016.
15 Агеевец, В.У. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.У. Агеевец. – СПб: ФиС, 1996. – 198 с.