Введение
Физическая культура уникальное социально-культурное явление, затрагивающее все сферы деятельности человека. Она имеет разнообразные направления, среди которых рекреационное, профессионально-прикладное, адаптивное, лечебное, спортивное и другие. Основоположник современного олимпизма французский барон Пьер де Кубертен призвал людей активно заниматься физической культурой, создавать общественные объединения и движения, участвовать в спортивных форумах с целью не только гармоничного развития и воспитания, но и с целью сохранения мира на планете Земля, сохранения цивилизации.
В суверенной Беларуси, где приоритетными являются такие ценности как здоровье и благополучие граждан, физической культуре отводится огромное внимание со стороны руководства страны и общества. Это проявляется не только в создании законодательной и материально-технической базы, организации работы субъектов и объектов физической культуры и спорта, развитии спорта высших достижений и спорта для всех, но и в подготовке кадров высокой квалификации.
Система высшего специального (физкультура и спорт) образования в нашей стране осуществляется Министерством образования РБ и Министерством спорта и туризма РБ. Будущие специалисты получают высшее образование в государственных вузах республики.
Сегодня успешно функционируют факультеты физической культуры и спорта в городах Минске, Гродно, Бресте, Витебске и Полоцке, Могилёве, Гомеле, Молодечно. Флагманом научных идей и профессионализма является Белорусский государственный университет физической культуры, на базе которого открыты аспирантура и докторантура, занимающиеся подготовкой научной элиты в области физкультурно-спортивной деятельности.
Во всех структурах высших учреждений образования подготовка специалистов осуществляется на дневной и заочной формах. Общее число ежегодно обучающихся по специальности «Физическая культура» составляет около 15 тысяч человек, расширяется диапазон специализаций: эрготерапия, реабилитация, спортивный менеджмент и маркетинг. Будущих специалистов готовят квалифицированные педагоги, среди которых около 50% имеют научную степень кандидата и доктора наук. Далеко за рамками Республики Беларусь известны имена наших профессоров, докторов наук Гужаловского А.А., Кобринского А.А., Вилькина Я.Р., Юшкевича Т.П., Поляковой Т.Д., Сёмкина А.А., Иванченко Е.И., Фурманова А.Г., вносящих огромный вклад в развитие всех направлений физической культуры.
Количество специалистов с высшим образованием в отрасли «Физическая культура» составляет свыше 80%. Ежегодный конкурс при поступлении составляет не менее 5-7 человек на место. При поступлении абитуриенты предоставляют сертификаты централизованного тестирования
1 Управленческая структура профессионального физкультурного образования в Республике беларусь
1.1 Структура профессионального физкультурного образования Министерства образования Республики Беларусь
Законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из закона «О физической культуре и спорте». Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» был принят 18 июня 1993г. №2445-XII. Он определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий в Республике Беларусь и участия спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных соревнованиях[1].
Система физической культуры и спорта в Республике Беларусь включает:
- государственные органы, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией управление в сфере физической культуры и спорта;
- организации физической культуры и спорта;
иные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта.
В сфере физической культуры и спорта осуществляют Президент Республики Беларусь:
- Правительство Республики Беларусь;
- Министерство спорта и туризма Республики Беларусь:;
- Местные исполнительные и распорядительные органы, иные уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
В Республике Беларусь могут создаваться некоммерческие организации физической культуры и спорта.
Организацией физической культуры и спорта признается юридическое лицо, предметом деятельности которого в соответствии с учредительными документами являются:
- Развитие физической культуры и спорта;
- Подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
- Физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа с гражданами;
- Проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в том числе подготовка спортсменов и представление спортсменов от своего имени на спортивных соревнованиях;
- Учебно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта.
2 Организация профессионального физкультурного образования в Республике беларусь
Для общего руководства процессом физического воспитания и подготовкой спортивного резерва Министерство образования имеет специализированный орган – Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов, который, в соответствии с положением о нем выполняет следующие функции [2]:
- организует, осуществляет и контролирует методическое руководство учебно-воспитательным процессом по физической культуре в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, высших учебных заведениях, школах-интернатах и детских домах;
- координирует деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), спортивных секций и групп физкультурно-спортивной направленности учебных заведений;
- организует учебно-тренировочный процесс в группах спортивного совершенствования и группах высшего спортивного мастерства, обеспечивает участие сборных команд в республиканских и международных соревнованиях;
- проводит республиканские спартакиады, соревнования и спортивно-оздоровительные мероприятия с учащимися и студентами;
- совершенствует процесс физического воспитания, повышение уровня физической подготовки детей, подростков и молодежи, укрепление их здоровья;
- осуществляет производственную, издательскую, финансовую и хозяйственную деятельность;
- участвует в аттестации физкультурно-педагогических кадров и повышении их квалификации.
Республиканский центр руководит первичными организациями непосредственно через областные и Минский городской центры физического воспитания и спорта учащихся и студентов.
Республиканский центр имеет право заслушивать отчеты представителей физкультурно-спортивных организаций, учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений по вопросам физического воспитания и спорта [2].
3 Перспективы развития профессионального физкультурного образования в Республике Беларусь
Сегодня в нашем государстве 13 % жителей систематически занимаются физической культурой и спортом. Республика Беларусь входит в число двадцати ведущих спортивных держав мира, по праву считается страной, где спорту и физической культуре уделяется самое пристальное внимание. Динамично развивается физкультурно-спортивная инфраструктура, построено и строится большое количество крупных спортивных объектов. Открыта высшая школа тренеров. Физкультурно-спортивная отрасль нашей страны поступательно развивается и последовательно реализуется один из важнейших приоритетов государственной политики - воспитание здоровой и сильной нации.
Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного специалиста физической культуры и спорта. Сегодня наиболее отчетливые характеристики должны приобретать система научного управления подготовкой специалистов отрасли на различных уровнях, технологии, нововведения с учетом современных тенденций и ориентацией на развитие физической культуры личности, общества [7].
Все дальше уходит в былые времена командно-административный стиль управления подготовкой физкультурно-спортивных кадров. Кого готовить, сколько, по каким специальностям, приказы, не рассуждающее исполнительство уступают экономическим рычагам.
Существующие противоречия между потребностью личности и общества в образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах и их удовлетворением из-за недостатка ряда организационно-управленческих, правовых проблем, консерватизма или, наоборот, чрезмерного реформаторства отдельных руководителей, недостатками финансирования и т.п. тормозится подготовка физкультурных кадров, введение современных перспективных программ, обмен научно-практическим потенциалом в области физической культуры, спорта, туризма. Переориентация высших учебных заведений на подготовку физкультурных кадров, направленных на удовлетворение нужд и потребностей государственных, коммерческих, общественно-самодеятельных организаций и учреждений, физических лиц требует разработки новых путей быстрого реагирования на запросы, на создание новой современной модели специалиста европейского и мирового уровня.
При подготовке профессионалов будущего в высших учебных заведениях должны учитываться течения моды, дефицит на профессии, специальности, потребности государства и различных слоев общества,
Заключение
Специфика регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта заключается в сочетании государственной и общественной составляющих. Государственное регулирование и управление осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет министров, Министерство спорта и туризма, иные республиканские и местные исполнительные органы, местные Советы депутатов. Общественное регулирование и управление осуществляют НОК РБ, Параолимпийский комитет РБ, федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, физкультурно-спортивные клубы, республиканские общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, служебно-прикладных видов спорта, профессиональные союзы.
Главной задачей в области физической культуры спорта и туризма является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, посредством создания современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.
Система физического воспитания – один из действенных инструментов государственного регулирования состояния физического и морального здоровья нации, который должен отражать современные тенденции и решать актуальные задачи, как государства, так и прежде всего человека.
Современные социально-экономические условия общества требуют от высшей школы гибкости, мобильности и действенности стимулов в подготовке высокопрофессиональных специалистов физической культуры, спорта и туризма.
Главным критерием следует сделать качество подготовки кадров. Основным ориентиром подготовки специалистов должны быть запросы потребителей. Для этого необходимо открытие новых и дополнительных специальностей по подготовке кадров различного профиля с учетом их востребованности в обществе и дальнейшего трудоустройства.
Становится все более очевидной потребность в специалистах, имеющих специальную подготовку в области оздоровления различных слоев населения, досуга, управления и обслуживания спортивных сооружений, финансово-хозяйственной деятельности в спортивных организациях и других аналогичных учреждениях.
Одной из основных задач является совершенствование высшего профессионального образования на основе использования новых
1. Закон Рэспублiкi Беларусь «Аб фiзiчнай культуры i спорце». — Мiнск, 1993. — 24 с.
2. Величко, А.А. Организация физического воспитания в Республике Беларусь: пособие в схемах и таблицах / А.А. Величко, Н.Н.Коржевский. – Мозырь: МГПУ, 2004. – 57 с.
3. Аристова, Л.В. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования / Л.В. Аристова, С.П. Шпилько. - М.: Экономика, 1991. - 144 с.
4. Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма в Республике Беларусь. – Минск: Минспорта и туризма, 1997. - 49 с.
5. Голов, В.А. Организационно–педагогические формы физической культуры в структуре физкультурной деятельности учащейся молодежи / В.А. Голов. – Сыктывкар: СыктГУ, 2006. – 91 с.
6. Кряж В.Н., Кряж З.С. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ступени, возраст 7-21 год) // Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ст., возраст 7-21 год). Программа молодежного физкультурно-спортивного движения «Олим. надежды Беларуси» - Минск: Министерство спорта и туризма РБ, Министерство образования РБ, 1999. — С. 3-74.
7. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный подход) // Теор. и практ. физ. культ. 1998. № 5, с. 11-15.
8. Николаев, Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение / Ю.М.Николаев. - Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 2-7.
9. Столяров, В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) / В.И.Столяров. - Теор. и практ. физ. культ. 1985, № 2, с. 39-44; № 7, с. 45-49.
10. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физ. Культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
11. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И.С. Барчуков, А.А. Нестеров ; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 528 с.
12. Бондарь, Н.Н. Социальная политика Республики Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
13. Вилькин, Я.Р. Управление физкультурным движением и спортивный менеджмент: учебное пособие / Я.Р. Вилькин, В.И. Рыженков. – Минск: 1995. – 112 с.
14.Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.
15.Газовский Б.М., Нельга Н.А., Кряж В.Н. Организация физического воспитания студентов. — Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 96 с.
16. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р. И. Купчинов. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры, 2004, Москва: Матер.- М.:Советский спорт, 2005.-С. 144-146.
18. Кряж В.Н., Кряж З.С. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь. — Фiзiчная культура i здароўе. — Вып. 4. — 2000. — C. 4-17.
19. Лях, В.И. Физическая культура, Методической пособие. Базовый уровень / В.И. Лях, А.А. Зданевич.– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов ТМФК – М.: ФиС, 1991.
21. Педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Г.B. Щукиной. — М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
22. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М.Николаев. - Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-9.
23. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры / Ю.М.Николаев. - Докт. дис. СПб., 1998. - 351 с.
24. Шитикова, Г.Ф. Теоретические и методические основы начального физкультурного образования детей / Г.Ф.Шитикова. - Докт. дис. в виде научного доклада. СПб., 2000. - 58 с.
25. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000.
26. Пономарев, Н.И. Физическое воспитание как общественное явление / Н.И.Пономарев. - Теор. и практ. физ. культ. 1960, № 4, с. 283-288.
27. Пономарев, Н.И. О теории физической культуры как науке / Н.И.Пономарев. - Теор. и практ. физ. культ. 1974, № 4, с. 49-53.