Введение
На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физкультурного образования и тем, какие потребности имеются у школьников по отношению к физкультурным занятиям. В школьной практике часто наблюдается безразличие учащихся к занятиям физической культурой, нежелание использовать ее средства для активного отдыха, проведения досуга [1].
В научно-методической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию интереса детей к занятиям физической культурой на основе использования разнообразных средств и методов (А.М. Войлоков [2], А.Н. Гриднев [3], З. Джумаев [4], Е.Л. Щербаков [5]). Формирование у школьников потребности и интереса к физической культуре представлено в работах А.В. Ахаева [6], П.К. Дуркина [7], М.И. Жаворонковой [8].
Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.
Удовлетворение интереса к физической культуре не приводит к его исчезновению, а наоборот, он может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес как личностное образование, таким образом, является постоянным катализатором энергии учащегося: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.
Формировать активный интерес к физической культуре – это значит воспитывать внутреннюю мотивацию занятий физическими упражнениями. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им
1 Особенности проведения урока физической культуры с учетом возраста учащихся
В реальном учебно-воспитательном процессе физического воспитания школьников необходимо учитывать их возрастные особенности.
В настоящее время принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:
– младшие школьники (от 6-7 до 11 лет – 1-4 классы);
– средние школьники (от 12 до 14 лет – 5-8 классы);
– старшие школьники (от 15 до 18 лет – 9-11 классы) [9, с. 81].
Согласно Б.А. Ашмарину, общие задачи физического воспитания школьников следующие [10, с. 136]:
1. Оздоровительные задачи:
– содействие укреплению здоровья, всестороннему и гармоничному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов;
– обеспечение оптимального для школьников конкретного возраста уровня физических качеств и физической работоспособности;
– содействие закаливанию организма, повышению уров¬ня сопротивляемости неблагоприятным факторам.
2. Образовательные задачи:
– формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в естественных движениях, широко применяемых в бытовых условиях, трудовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, поднимание тяжестей) и в действиях военно-прикладного характера (преодоление препятствий на местности, ходьба на лыжах, элементы борьбы);
– обогащение двигательного опыта за счет овладения техникой упражнений, требующих умения сознательно регулировать усилия в соответствии с заданными параметрами движений;
– развитие способности управлять движениями собственного тела в усложненных условиях, в том числе при усвоении новых форм движений;
– формирование системы знаний, усвоение которых способствует повышению общеобразовательной культуры школьников и обеспечивает сознательную основу овладения различными видами физкультурной деятельности.
3. Воспитательные задачи. Объективная необходимость целостного формирования личности предполагает использование средств и методов физического воспитания в целях содействия нравственному, умственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
Таким образом, общие задачи физического воспитания включают в себя оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
2 Теоретические аспекты формирования интересов учащихся различного возраста на уроках физической культуры
2.1 Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся
Для того чтобы обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроке физический культуры необходимо, чтобы они испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями и получали удовольствие от этих уроков.
Активность, проявляемая учениками на таких уроках физической культуры, бывает познавательной и двигательной:
– познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение;
– двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.
Так, и познавательная, и двигательная активность характеризуется психической активностью учащегося.
В.Н. Гогунов предлагает выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:
– биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;
– социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями [14, с. 122].
Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта.
Интерес занимает важное место среди других личностных образований учащегося, в частности, таких как потребность, активность, привычка и отношение к физической культуре.
Интерес к физической культуре как интегральный результат мотивационных процессов формируется на основе естественной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. На основе интереса формируется активность в физическом совершенствовании как черта личности школьника. В результате активности возникает привычка и вторичная (духовная) потребность школьника – в физическом совершенствовании. На основе этой вторичной потребности могут формироваться новые мотивы и интересы (достичь более высоких
3 Формирование физкультурных интересов учащихся различного возраста на уроках физической культуры
3.1 Факторы, способствующие повышению интересов учащихся различного возраста на уроках физической культуры
Формировать активный интерес к физической культуре – это значит воспитывать внутреннюю мотивацию занятий физическими упражнениями. Воспитание мотивации может осуществляться двумя путями: воздействием на отдельные мотивы и на мотивацию и личность школьника в целом.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т.е. к учебе. Это обуславливает важность с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.
Внутренняя мотивация определяет интерес к физической культуре. По мнению П.К. Дуркина, чтобы повысить интересы учащихся различного возраста на уроках физической культуры, необходимо формировать:
– внутренние учебно-познавательные мотивы;
– процессуальные мотивы;
– внутренние результативные мотивы;
– внутренние отметочные мотивы [15, с. 65].
1. Воспитание внутренних учебно-познавательных мотивов.
Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников. Здесь необходимы конкретные, наглядные примеры, яркие, впечатляющие аргументы, убеждающие ребенка в эффективности технически правильного выполнения упражнений, необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, питания и т.д.
К специальным средствам воспитания учебно-познавательных мотивов следует отнести наглядные пособия, учебные стенды и учебные карточки.
Большое значение в формировании учебно-познавательных мотивов имеет применение кинофильмов, яркие, убедительные разъяснения учителем всех затрагиваемых в процессе физического воспитания психофизиологических и биомеханических закономерностей.
2. Воспитание процессуальных мотивов.
Процессуальные мотивы поясняются самими школьниками обычно так: нравится заниматься, нравится учитель, нравится инвентарь, обстановка, условия и т.д. Процессуальные мотивы в большинстве случаев являются
Заключение
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы:
В реальном учебно-воспитательном процессе физического воспитания школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. Особенностями урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста являются: совершенствование естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.); особое внимание укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки; обязательное наличие на каждом уроке подвижных игр; большое внимание на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений); выполнение различных упражнений под дидактические рассказы; обязательное наличие физкультминуток; желательное развитие выносливости с помощью упражнений циклического характера; двигательные задания должны быть интересны, сформулированы и представлены в конкретной форме, связаны с наглядным результатом.
Особенностями урока физической культуры с детьми среднего школьного возраста являются: углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание); дальнейшее развитие двигательных способностей; учет индивидуальных различий детей, дифференцированный подход; выработка организаторских навыков проведения занятий физической культуры; углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах; обязательное наличие соревновательных нагрузок, различных соревновательных состязаний.
Особенностями урока физической культуры с детьми старшего школьного возраста являются: раздельные уроки с юношами и девушками; более интенсивная и длительная работа у юношей, по сравнению с девушками; особое внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.); увеличение доли упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности; преобладание соревновательного метода.
Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. Для того чтобы обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроке физический культуры необходимо, чтобы они испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями и получали удовольствие от этих уроков. Интерес к физической культуре формируется на основе естественной потребности ребенка в движениях и в новых впечатлениях. На основе интереса формируется активность в физическом совершенствовании как
1 Молчанова, Ю.С. Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.С. Молчанова. – Белгород. – 2007. – С. 1.
2 Войлоков, A.M. Характер отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и пути воспитания интереса к ним: материалы научн.-метод. конференции Прибалтийских республик / A.M. Войлоков. – Тарту. – 1971. – С. 11-13.
3 Гриднев, А.Н. Выявление интереса к спорту у молодежи / А.Н. Гриднев. – М.: Просвещение, 1979. – 122 с.
4 Джумаев, А.Д. Теоретические основы физической рекреации как составной части физической культуры: автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.Д. Джумаев. – Ленинград. – 1991. – С. 21.
5 Щербаков, Е.П. Исследование интереса к спорту у школьников (4-10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.П. Щербаков. –Москва. – 1970. – С. 17.
6 Ахаев, A.B. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / A.B. Ахаев. – Барнаул. − 1995. – С. 19.
7 Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: автореф. дисс. … докт. наук: 13.00.04 / П.К. Дуркин. – Архангельск. – 1995. – С. 43-44.
8 Жаворонкова, М.И. Формирование потребности в физическом совершенствовании у учащихся: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / М.И. Жаворонкова. – Ленинград. − 1972. – С. 19.
9 Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
10 Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
11 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
12 Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф. Ломейко. – Минск: Народная асвета, 1980. – 128 с.
13 Кучерова, А.В. Теоретические знания по физической культуре для учащихся средней школы: метод. рекомендации / А.В. Кучерова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 60 с.
14 Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
15 Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П.К. Дуркин. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. – 128 с.
16 Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: автореф. дисс. … докт. наук: 13.00.04 / П.К. Дуркин. – Архангельск. – 1995. – С. 43-44.
17 Сухов, А.Г. Теоретические знания по физической культуре / А.Г. Сухов // Физическая культура и здоровье. – 2005. – № 4. – С. 23-24.
18 Киршина, Е.Д. Сопряжение учебной и двигательной деятельности старшеклассников: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.Д. Киршина. – Красноярск. – 2006. – 24 с.
19 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 593 с.
20 Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 467 с.
21 Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М: Советский спорт, 2010. – 464 с.
22 Кисапов, Н.Н. Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Кисапов. – Чебоксары. – 2007. – С. 37-38.
23 Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный метод физического воспитания / Е.В. Ливерова // Спорт в школе. Первое сентября. – 2007. – №9 (412). – 115 с.
24 Козленко, Н.А. Теория и методы физического воспитания в начальных классах / Н.А. Козленко, Э.С. Вильчковский. – М.: Просвещение, 1984. – 220 с.
25 Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры: учеб. пособие / С.К. Городилин. – Гродно, 1996. – 70 с.