Введение
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что в настоящее время особенно интенсивно происходит поиск и разработка современных, инновационных методов педагогической диагностики, направленной на оптимизацию содержания деятельности учащихся в условиях общего среднего образования.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
На наш взгляд, учитель призван раскрыть учащимся подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок.
Объективный контроль знаний на соответствие требования образовательных нормативных документах различного уровня – также одна из актуальных проблем настоящего времени. Данному вопросу посвящено немало работ. В исследованиях В.А. Коледы, Л.П. Матвеева, А.Г. Фурманова, Ж.К. Холодова, Г.П. Щедровицкого, изучены основные характеристики физкультурных знаний, а также разработаны методические подходы к решению этой социально-значимой проблемы.
Исходя из вышесказанного, нами была определена основная проблема курсовой работы – организация диагностики уровня физкультурной образованности учащихся учреждений общего среднего образования.
Объект исследования: уровень физкультурной образованности учащихся учреждений общего среднего образования.
Предмет исследования: методика контроля и оценивания уровня физкультурной образованности учащихся учреждений общего среднего образования.
Целью курсовой работы является изучение различных подходов к диагностике уровня физкультурной образованности учащихся учреждений общего среднего образования.
Задачи:
- изучить особенности интегральной 10-балльной шкалы оценки учебных достижений учащихся;
- определить критерии оценки физической подготовленности по 10-балльной системе оценивания;
1 Интегральная десятибалльная шкала оценки учебных достижений учащихся
Десятибалльная система оценки знаний введена в Республике Беларусь в 2002 году для оценки знаний в учреждениях общего среднего, специального среднего и высшего образования. Так, в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования переход был осуществлён одновременно для всех учащихся, а в учреждениях высшего образования – только студентов 1 курса (с 2002/2003 учебного года) [1, с. 89].
Шкала десятибалльной системы оценки знаний предполагает следующие баллы (таблица 1.1)
2 Методика оценки достижений учащихся по предмету «Физическая культура и здоровье» согласно 10-балльной системе оценивания
Физическая подготовленность – результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Физическая подготовленность оценивается с помощью специальных нормативов [3, с. 93].
Критериями оценки физической подготовленности школьников являются качественные и количественные показатели.
Качественные показатели успеваемости – это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Количественные показатели успеваемости – это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств).
Эти показатели определяются результатами развития физических качеств. Количественные показатели, с одной стороны, как бы объективизируют и упрощают оценку успеваемости по физической культуре, а с другой стороны, если учитель ограничивается только ими, ведут к односторонности оценки. Вместе с тем количественные критерии необходимы особенно тогда, когда они выступают как одно из слагаемых общей всесторонней оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, причин тех или иных достижений и недостатков конкретного учащегося. Учитель должен представлять, что точные количественные критерии важны, прежде всего, в качестве объективного контроля за ходом физического, развития, подготовленности и в какой-то мере за состоянием здоровья, а не только как отметка и свидетельство успеваемости [4, с. 94].
Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если учитель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за определенный период. В отличие от других общеобразовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются: необходимость более полного и глубокого учета не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических
3 Правила выполнения двигательных тестов для оценки общей физической подготовленности учащихся
Общая физическая подготовленность измеряется с помощью шести тестов из десяти для мальчиков и юношей и из девяти для девочек и девушек.
Для оценки силовых способностей используется один из четырех тестов по выбору:
- вис на согнутых руках;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- поднимание туловища, лежа на спине за 30 сек или 1 минуту;
- подтягивание в висе на перекладине.
Скоростно-силовые качества оцениваются по результатам прыжка в длину с места; скоростные – по результатам бега на 30 м с высокого старта; гибкость - по данным измерения наклона вперед из положения сидя на полу. Для измерения координационных способностей применяется челночный бег 4х9 м. Шестиминутный бег или бег на дистанцию, заданную в зависимости от возраста, применяется для измерения общей выносливости [9, с. 34].
Тестирование и оценка физической подготовленности в начале и в конце учебного года являются обязательными. В начале учебного года тестирование проводится не ранее чем после 5-6 практических занятий. На этих занятиях проверяется физическая и методическая готовность учащихся к тестированию. Предварительно учащихся готовят к тестированию психологически.
Тестирование в начале и в конце учебного года проводится на трех уроках по одним и тем же тестам. Оно является сложным испытанием для учащихся, требующим полной самоотдачи. Рекомендуется такая очередность тестирования:
1-й урок – силовые и скоростно-силовые способности;
2-й урок – гибкость и координационные способности;
3-й урок – скоростные способности и выносливость.
Тестирование производится строго в соответствии с правилами выполнения каждого теста. Нарушение правил, небрежность при измерениях не допустимы.
На одном уроке планируется проведение только двух тестов. Уроки тестирования должны чередоваться с разгрузочными уроками игрового содержания. На этих уроках обсуждаются результаты тестирования, намечаются индивидуальные планы учащихся по развитию физических качеств в текущем учебном году. Обсуждение проводится с активным участием учащихся. Степень активности зависит от возраста, а содержание определяется методической подготовленностью учащихся [9, с. 34].
4 Виды контроля на уроках «Физической культуры»
Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- воспитание физических качеств;
- изменение состояния организма.
Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.
Кроме этого, значительное место в физкультурном образовании занимают знания, поэтому контроль знаний является неотъемлемой частью педагогического контроля.
В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля (рисунок 4.1): педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.
Заключение
В заключении следует отметить следующее:
1. Десятибалльная система оценки знаний введена в Республике Беларусь в 2002 году для оценки знаний в учреждениях общего среднего, специального среднего и высшего образования.
2. Существуют следующие методы оценки техники владения двигательными действиями: метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий; метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий; метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий; комбинированный метод, когда учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.
3. Существует ряд методик оценки физической подготовленности школьников, применяемых в управлении качеством общего физкультурного образования учащихся. Основной целью их является качественная оценка физической подготовленности учащихся.
4. Формы и методы педагогического контроля будут неодинаковы в работе с детьми младшего и старшего возраста, а также могут вырьироваться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
5. Оценка результатов успеваемости на I ступени общего среднего образования осуществляется на основе без оценочной системы, а контрольно-оценочная деятельность по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования осуществляется в определенных направлениях, согласно общей схеме 10-й системы оценки знаний.
6. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью шести тестов из десяти для мальчиков и юношей и из девяти для девочек и девушек. Для оценки динамики показателей физической подготовленности по четвертям проводится тестирование по группам тестов, отражающим преимущественную направленность физической подготовки в каждой четверти.
1. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание. / Ж.К. Холодов и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 230 с.
2. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры /. Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986 – 180 с.
3. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
4. Железняк, Ю., Петров, В. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебн. пособие для студентов высших педаг. учебных заведений. / Ю. Железняк – М.: издательский центр «Академия», 2002.
5. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры: метод. пособие / В.С. Овчаров. – Минск: Сэр-Вит, 2008. – 200 с.
6. Теория и методика физической культуры: словарь-справочник / сост. А.Л. Смотрицкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: РИВШ, 2006. – 178 с.
7. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. Училищ. – 5-е изд., доп. / В.М. Качашкин – М.: «Просвещение», 1980 – 190 с.
8. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
9. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2001. – 264 с.
10.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – 543 с.
11.Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
12.Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск, 2003. – 288 с.
13.Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и факультетов физ. культуры / Е.П. Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
14.Кобринский, М.Е. Белорусский олимпийский учебник / М.Е. Кобринский, Л.Г. Тригубович. – Минск: НОК Беларуси; БАК, 2005. – 240 с.
15.Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник; науч. ред. П.Г. Никитенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2003. – 240 с.
16.Спортивные игры: техника, тактика обучения: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2001. – 520 с.
17.Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с.
18.Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья: метод. рекомендации / В.П. Войтехович [и др.]. – Минск, 1998. – 87 с.
19.Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.
20.Дембо, А. Г. Практические занятия по врачебному контролю. – М.: ФИС, 1970. – 65 с.