ВВЕДЕНИЕ
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.
Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность требуют значительного времени. На ближайшие годы первостепенным является совершенствование действующих форм школьной физической культуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания учащихся с 1-го по 11 класс должен быть «физически совершенный» человек.
Многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Рассматривая двигательную деятельность школьников, можно наблюдать ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную стороны двигательной деятельности школьников, уровень их общей физической подготовленности.
Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека, системы гуманистического воспитания школьников. Свои социальные функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания как важнейшего средства социального становления гражданина, целенаправленно педагогического процесса по приобщению школьников к ценностям общенародной физической культуры.
При развитии физических качеств, совершенствутся и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков. Таким образом,
1 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическое воспитание, направленное на подготовку человека к избранной им трудовой или военной деятельности, принято называть физической подготовкой, а результат подобной подготовки, выраженный в определённом характере и уровне физической готовности осваивать избранную профессию и эффективно трудиться, называется физической подготовленностью, считает Б.А. Ашмарин [1, с. 7-9].
По его мнению физическое развитие есть изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.
Н.Р. Решетняков, Ю.Л. Кислицин рассматривают физическое развитие в двух значениях:
- как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течении его жизни;
- как результат этого процесса, характеризующийся изменением такими параметрами как рост, вес ЖЕЛ и другие антропометрические показатели, а также степенью развития физических качеств (сила, выносливость).
Физическую подготовку они рассматривают как физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определённому роду деятельности, результаты которой проявляются в формировании прикладных двигательных умений и навыков, способствующих повышению эффективности той деятельности, на которую направлена подготовка [2, с.15-17].
Физическая подготовка представляет собой воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности. Двигательными или физическими качествами А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев называют отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека [3, с.11-14].
В.Н. Платонов определяет физическую подготовку как процесс направленный на развитие физических качеств - скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей [4, с. 9-12].
В самом общем виде можно сказать, считает В.И. Лях,, что двигательные способности - это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности. Вместе с тем, способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. До начала осуществления деятельности способности скрыты, нереализованы и существуют в виде анатомо - физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут
2 СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Одна из главных задач общей физической подготовки в школах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств. С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И.П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных [8, с. 56-59].
Принцип всесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися приобретает особое значение. В подростковом и юношеском возрасте еще не завершено формирование организма. Необходимо целенаправленно воздействовать на него в период обучения учащихся в школах.
Осуществляемое в неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должно способствовать эффективному проявлению тех физических качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.
Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся. Эффект воздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многом определяется методикой его применения. Например, однократное выполнение упражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной силы и скоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но с несколько меньшим отягощением - развитию силовой выносливости.
В процессе развития быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Для улучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной 'реакции являются спортивные и подвижные игры.
Основное средство развития быстроты - упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах [8, с.61-63]. Методика контроля может быть разработана на основе тестов, приведенных в Приложении А.
3 МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Настоящее время самой прогрессивной и активно применяемой формой определения физической подготовленности школьников на различных этапах является тестирование. Следовательно, разработка и введение комплекса тестов довершают создание программной и нормативной основы отечественной системы физического воспитания населения, в которой составляющими компонентами станут мониторинг, стандарты образования, программа физического воспитания молодежи.
Целью создания комплекса тестов является активизация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди различных групп детей и молодежи, повышение роли физической культуры и спорта в оздоровлении нации, отвлечение подростков и молодежи от вредных привычек, совершенствование форм и методов физического воспитания.
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания учащихся», является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состояние и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.
В этих целях программой физического воспитания предусмотрены специальные научно обоснованные тесты. Наиболее объективно отражающие степень развития у учащихся основных физических качеств и функциональных возможностей в сочетании с состоянием их физического развития.
Организация тестирования ставит своей целью создание личностно-ориентированной системы мониторинга физической подготовленности и здоровья учащихся школы.
На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (сентябрь), преподаватель физической культуры корректирует систему физического воспитания для параллели групп. Преподаватель разрабатывает специальные рекомендации по двигательным режимам и методические приемы доля коррекции, профилактики осложнений, характеризующих низкие и средние уровни физической подготовленности каждого учащегося. Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких физических качеств, либо с дисгармоничным развитием. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели, по их дальнейшему развитию.
В конце учебного года (май) преподаватель проводит обязательное итоговое тестирование. На основании итоговых данных тестирования физической подготовленности учащихся, формируются рекомендации для
4 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Несмотря на значительное количество приведенных в специальной литературе научно обоснованных тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности младших школьников возникла необходимость их систематизации в зависимости от цели, с которой они будут использоваться в практике физического воспитания.
Оценивать физическую подготовленность можно с разной целью:
– определения состояния развития двигательных качеств в определенный момент;
– выявления эффективности педагогического процесса физического воспитания с точки зрения динамики уровня развития двигательных качеств за определенный период занятий;
– подтверждения оздоровительной эффективности педагогического процесса физического воспитания, имея в виду прямую взаимозависимость результатов тестирования с состоянием отдельных функциональных систем и всего организма в целом;
– определения направленности педагогического процесса или коррекции его программ в зависимости от выявленных закономерностей.
На процесс становления основных систем организма младших школьников и дальнейшее сохранение здоровья влияют различные факторы. Ведущими из них являются наследственность, здоровый образ жизни и уровень двигательной активности.
Одной из характеристик двигательной активности является физическая подготовленность. Для ребенка важен результат физического воспитания, воплощенный в достигнутом уровне работоспособности, сформированные двигательные качества, способствующие эффективной жизнедеятельности человека, ее физическому здоровью и творческой активности.
Проблема оценки уровня развития двигательных качеств, связана с разработкой научно-обоснованных систем измерения, объективно отражают физические и функциональные возможности ребенка в определенный период развития.
Существуют различные подходы к проблеме оценки уровня физической подготовленности – например, педагогический и биомедицинский. В педагогическом подходе используют тестирование для получения определенного результата с целью характеристики двигательных качеств, а в биомедицинском подходе – учитывают не количественный результат тестирования, а его” физиологическую стоимость”, то есть степень напряжения функциональных систем организма, реализующих двигательную деятельность.
Биомедицинские подходы не дают непосредственной информации об уровне развития двигательных качеств, но отличаются высокой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования цель достигнута и реализованы все поставленные задачи. По окончании исследования можно сделать выводы:
1. Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называют физической подготовкой. Физическую подготовку рассматривают как физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определённому роду деятельности, результаты которой проявляются в формировании прикладных двигательных умений и навыков, способствующих повышению эффективности той деятельности, на которую направлена подготовка Физическая подготовленность школьников является неотъемлемой составляющей общей физической культуры человека, поскольку она закладывает фундамент двигательной активности, здорового образа жизни и напрямую готовит к дальнейшей активной жизнедеятельности.
2. В процессе физической подготовки школьников необходимо структурировать направления для целенаправленного формирования отдельных физических качеств, таких как быстрота, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и общая выносливость. Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся. Эффект воздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многом определяется методикой его применения. Разносторонняя физическая подготовленность базируется н высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и их сочетаниях), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно массовой работы.
3. Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль двигательной подготовленности школьников, который наиболее часто проводится в тестовой форме. Для контроля подготовленности по различным направлениям применяют тесты: прыжок в длину с места; подтягивания на перекладине; подъем туловища лежа на спине; бег 1000 м; вис на перекладине; челночный бег 10Х5 м; наклон вперед; сед за 30 сек. Все тесты имеют утвержденную методику выполнения. Однако общими правилами для их проведения являются: соблюдение единства условий в испытаниях; доступность и доходчивость заданий и требований; возможность выявления максимальных достижений школьника; простота и привычная обстановка испытаний (зал, спорт площадка); выражение данного учета в цифровых показателях (см, сек); простота записи учета. Также к тестам применяются метрологические требования: стандартизированность методики; надежность и информативность; наличие системы оценок; разделение видов контроля (оперативный, текущий, этапный, итоговый).
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 170с.
2. Кислицин Ю.Л. Очерки по физиологии физических упражнений. – М.: Ф и С, 2011. – 214с.
3. Новиков А.Д. Психогигиена спортивной деятельности / А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев. – Киев: Виша школа, 2008. – 198с.
4. Платонов В.Н. Формирование у школьников умений и навыков. – М.: ФиС, 2009. – 179с.
5. Лях В.Н. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Советский спорт, 2012. –244 с.
6. Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 137с.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 2009. – 231с.
8. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. – М.: Просвещение, 2007. – 253с.
9. Бальсевич В.К. Здоровье в движении»: - М.: Советский спорт,1998 г.
10. Библиотека международной спортивной информации. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/a3e58ec8-0e21-497a-ada3-52c9b662ea49. – Дата доступа: 12.05.2016.
11. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. – М.: «Физическая культура и здоровье», 2013. - № 8. – С.12-24.
12. Ланда Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. – М.: Теория и практика физической культуры, 2009. – №3. – С.25-29
13. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФиС , 2005. – 298с.
14. Зимкин Н.В. Двигательный навык. – М.: 2005. – 137с.
15. Кофман Л.Б., Панаева В.П., Разумовский Е.А. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся. – М.: Теория и практика физической культуры, 2014. - №4. – С.43-45.
16. Кукушкин Г.И. Принципы подхода к изучению личности школьника. – Физическая культура в школе, 2008. - № 4. – С.17-21.
17. Модернизация физического воспитания в учреждениях образования / под. ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2011. – 175с.
18. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. - М: Теория и практика физкультуры, 2007. - № 6. – С.34-36.
19. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. – М.: Педагогика, 2013. – 198с.
20. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М: Просвещение, 2008. – 218с.