Немецкий писатель Лион Фейхтвангер особенно известен своими историческими романами, для которых характерна одна общая черта: роман как бы повернут в сторону современности, ему придан оттенок современности, он полон намёков и уподоблений. Анализируя все произведения Фейхтвангера, можно сказать, что основной вопрос его творчества отражает пути социальных изменений, которым он сам был свидетелем. Он изобразил в своих произведениях столкновение идей, борьбу сил прогресса и регресса, последствия которых сильно влияли на социальные разногласия в обществе.
Одна из любимых идей Фейхтвангера состоит в том, что в человеческом мире непрерывно между собою сражаются цивилизация и варварство. Фашизм – это очередной всплеск варварства. Мысль o фашизме как «варварстве» побуждает воспринимать его не только в сфере политики, но и в сфере духа. А вне этой последней сферы не понять, почему нацистам удалось добиться такого послушания, породить стольких фанатиков. Об этом и рассказывается в фейхтвангеровском романе «Братья Лаутензак», который поставлен в тот ряд антифашистской литературы, в котором находятся «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Каждый умирает в одиночку» Ганса Фаллады. Гитлер отражен в Оскаре Лаутензаке: «они связаны друг с другом, они – одно целое, эти двое мужей». Оскар – это история фашизма как нравственной болезни.
Изучение литературного наследия Л. Фейхтвангера в разное время велось с различной степенью интенсивности, хотя актуальность поднятых им проблем подчеркивалась критиками постоянно, как при жизни писателя, так и спустя десятилетия после его смерти. Творчество Фейхтвангера стало предметом исследования таких литературоведов, как Д. В. Затонский, Н. С. Лейтес, К. М. Нартов, Т. С. Николаева, Н. Н. Рачинская, А. Л. Спектор, Б. Л. Сучков.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, творчество Л. Фейхтвангера рассматривается с точки зрения его приверженства к жанру исторического романа, в то время как роман «Братья Лаутензак» нельзя
Лион Фейхтвангер (1884–1958) – немецкий писатель, автор широко известных исторических романов. Написал более 40 произведений, в том числе 18 пьес (из них в соавторстве с Б. Брехтом – «Жизнь Эдуарда II Английского», 1924; «Сны Симоны Машар», 1942–1943).
В многодетной семье коренного жителя Баварии, преуспевающего фабриканта Зигмунда Фейхтвангера 7 июля 1884 года появился на свет долгожданный первенец, которого родители назвали Лион. Зигмунд унаследовал от своего отца налаженное производство маргарина и поэтому семья ни в чем ни нуждалась. Следом за Лионом родилось еще восемь детей.
Ортодоксальный религиозный мир, в котором воспитывался будущий писатель, постепенно стал ему чуждым. Лион отвергал всякую религиозность. Много времени уделяет изучению древнееврейского и арамейского языков, санскрита. В 1894 году поступает в Вильгельм-гимназиум, где изучает историю и латинский язык [7, с. 8].
В 1903 г. окончил гимназию гуманитарного профиля; в 1904–1907 гг. учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал германскую филологию, философию и антропологию.
В 19 лет полностью отказывается от любой помощи родителей. В этот период он довольно часто испытывает нужду, терпит нищету, переезжает с места на место. Немного подрабатывает частными уроками, остальное время посвящает чтению и изучению литературной классики. Он увлекается поэмами Рильке, романами Эмиля Золя, Льва Толстого и Ивана Тургенева [14, с. 208].
В 1905–1906 гг. написал шесть маленьких драм. Четыре из написанных имели тематику еврейской истории. В 1907 г. им была защищена докторская диссертация о неоконченном произведении Г. Гейне «Бахарахский раввин». Фейхтвангер отказался от предложения работы в Берлинском университете, обусловленной переходом в христианство. Можно с уверенностью говорить о
Роман написан Фейхтвангером в Америке и впервые опубликован в английском переводе в 1943 г. издательством «The Viking Press» под названием «Double, double, toil and trouble» (слова припева песни ведьм из «Макбета» Шекспира). В рукописи роман назывался «Чудотворец», однако уже в первом немецком издании, вышедшем в 1944 г. в Лондоне (издательство Гамильтон), книга носит заглавие «Братья Лаутензак».
«Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack) – роман Лиона Фейхтвангера. Рассказывает о трагической судьбе человека с экстрасенсорными способностями, примкнувшего к НСДАП, цинично использованного и уничтоженного гитлеровцами. Описывает исторический контекст, тайные пружины прихода нацистов к власти, внутренние противоречия в нацистском движении.
Исторический роман «Братья Лаутензак» рассказывает о периоде становления нацизма в Германии. При этом произведение пропитано антифашистским настроем. В центре повествования судьба двух братьев - Ганса и Оскара Лаутензак, разных по характеру, но прекрасно дополняющих друг друга, словно два лица Януса – один материалист-политик, другой мистик-трюкач. Любовь, ненависть, соперничество сталкивают их вновь и вновь. Шарлатанствующий «ясновидящий-телепат» Оскар Лаутензак после войны живет практически в нищете, живет из милости старухи-скульпторши, а блаженство ему дарит лишь творчество. И вот, однажды, он находит себя в продвижении идеологии, которую предлагает брат Ганс… Он находит себя в нацизме, вернее в возможностях, которые нацизм открывает перед ним, в лелеянии собственного тщеславия и превосходства, в манипулировании людьми.
Рассмотрев жизненный и творческий путь Лиона Фейхтвангера, проанализировав его роман «Братья Лаутензак», мы можем сделать следующие выводы:
Лион Фейхтвангер – немецкий писатель. Он, как и многие другие его соотечественники, покинул Германию после прихода к власти национал-социалистов. Фейхтвангер жил сначала во французской, потом в американской эмиграции.
Фейхтвангер считается в первую очередь автором исторических романов которым и посвящены главным образом работы о его творчестве. О современниках Фейхтвангер писал заметно меньше, и, соответственно, эта часть его творчества не привлекает особого внимания исследователей.
Лион Фейхтвангер –характерная, знаковая фигура эпохи, которая ушла, но отнюдь не потеряла полностью значимости для нас и связи с сегодняшним днем. Его сложная духовная эволюция отражает переломы, переходы, смены ориентиров прошедшего века. Однако Фейхтвангер остается чрезвычайно актуальным и сейчас со всем накалом своего еврейского нравственного чувства и европейского интеллекта. Он по-прежнему воюет против варварства, угнетения, принципа «сила – право».
«Братья Лаутензак» – это сложный роман об эгоистичном человеке, который пробивает себе путь к славе сквозь любые преграды, не гнушаясь ничем, но в конце концов, сам, не замечая этого, подводит себя к пропасти. И лишь оказавшись на краю, осознает насколько он жалок и мерзок, он, считавший себя равным Гитлеру.
Фейхтвангеру удалось передать всю омерзительность нацизма через образ того, кто ненадолго стал зеркалом Гитлера – Эрика Хануссена-Лаутензака.
Фейхтвангер не скрывает, что задача исторического романа – это способ описания современности. А что касается романа «Братья Лаутензак», то,
1. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста / Л.Г. Бабенко. – М.: Академический проект, 2004. – 400 с.
2. Вальдман, В.С. Исторический роман / В.С. Вальдман. – Л.: Красная газета, 1929. – 412 с.
3. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, 2000. – 248 с.
4. Ивина, Р.Г. Творческий путь Лиона Фейхтвангера / Р.Г. Ивина, Е.В. Смотрицкая. – М.: Аброс, 2008. – 213 с.
5. Карпенко, В.С. История литературы. Кино / В.С. Карпенко. – М.: Просвещение, 1977. – 317 с.
6. Лейтес, Н.С. Немецкий роман 1918–1945 годов (эволюция жанра) / Н.С. Лейтес. – Пермь: Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького, 1975. – 324 с.
7. Нартов, К.М. Лион Фейхтвангер – писатель-антифашист: (К 100-летию со дня рождения) / К. М. Нартов. – М.: Знание, 1984. – 64 с.
8. Митин, Р.Б. Значимость исторического романа в художественной литературе / Р.Б. Митин. – Воронеж: Паро, 2006. – 411 с.
9. Пронин, В.А. История немецкой литературы / В.А. Пронин. – М.: Университетская книга, 2007. – 384 c.
10. Рачинская, Н.Н. Лион Фейхтвангер / Н.Н. Рачинская. – М.: Просвещение, 1965. – 187 с.
11. Станевич, В.С. Иудейская война / В.С. Станевич. – М.: Гослитиздат, 1937. – 205 с.
12. Сучков, Б.Л. Лион Фейхтвангер / Б.Л. Сучков // Лики времени. – М., 1969. – С. 241–334.
13. Хильшер, Э. Поэтические картины мира. Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер / Э. Хильшер. – М.: Художественная литература, 1979. – 195 с.
14. Шабловская, И.В. История зарубежной литературы XX века (первая половина) / И.В. Шабловская. – Мн.: Экономпресс, 1998. – 382 с.
15. Feuchtwanger, L. Die Brüder Lautensack / L. Feuchtwanger. – Aufbau Verlag. – 320 S.