ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе ощутим приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности. Индивид, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры будет иметь большую возможность участвовать в созидательных глобальных процессах, сотрудничать с людьми различных национальностей во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей.
В современном мире в обществе всё больше сторонников приобретают представления о том, что именно образование может стать ключом к решению большинства глобальных проблем современного мира. Всё чаще образование признаётся «самой стратегически ориентированной сферой человеческой деятельности» [15, с. 6], а совершенствование и модернизация национальных систем образования – ведущей стратегией безопасного устойчивого развития любого государства. Эти обстоятельства обусловливают особую роль и задачи миротворческого образования и воспитания.
Воспитание в духе мира, формирования миротворческих взглядов и гуманистического мировоззрения современной молодежи становится все более социальным явлением.
Современные реалии требуют от педагогов новых, нетрадиционных подходов к организации обучения школьников науке и искусству жить в мире и побуждают искать эффективные формы и методы работы со школьниками в формировании миротворческих взглядов в рамках целостного педагогического процесса.
Данная проблема волнует многих ученых. Так, социально- педагогический аспект проблемы воспитания в духе мира к другим народам представлен в работах В.М. Кабатченко, Э.С. Соколовой, З.К. Шнекендорфа, С.А. Тангян и др. Авторы внесли существенный вклад в становление и развитие педагогики мира. Изучение проблемы воспитания в духе мира попало в поле
1. Теоретические основания миротворческого воспитания
1.1. Сущность понятия миротвоческого воспитания
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание патриотизма и дружбы народов.
Одной из основных задач становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
- постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
2. Практическая работа по миротворческому воспитанию
2.1. Определение уровня сформированности толерантных качеств
Эффективность миротворческого воспитания учащихся обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное.
Возможности применения различных методов и приемов миротворческого воспитания школьников могут быть проверены при проведении педагогического эксперимента.
Базой для данного педагогического эксперимента стал 9 класс средней школы № 2 г. Орши.
Цель эксперимента – исследовать влияние целенаправленного применения методов и приемов как средства миротворческого воспитания школьников.
Гипотеза эксперимента: предполагается, что миротворческому воспитанию школьников в значительной мере будет способствовать целенаправленное применение различных методов и приемов на уроках и внеклассной деятельности.
Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи:
1. Исследовать первоначальный уровень воспитанности учащихся.
2. Разработать занятия по миротворческому воспитанию школьников. В течение некоторого времени с учениками класса проводить целенаправленную работу с использованием таких занятий.
3. Повторно исследовать уровень воспитанности учащихся, сравнить полученные данные с первоначальными результатами.
4. Сделать выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ философско-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что идея мира является основополагающей при создании и функционировании любого государства и составляет основу жизнедеятельности мирового сообщества. Будучи вненациональным образованием, она выступает в качестве консолидирующей силы, гаранта единства и сплоченности, как отдельного государства, так и человечества в целом. Проблема мира являлась стабильно актуальной в различные периоды общественного развития независимо от характера международных отношений, а в последние годы причислена к рангу глобальных, планетарных проблем. Угроза тотального уничтожения отодвигает на задний план противоречия, существующие между народами и государствами, и объединяет человечество на конструктивную деятельность, поиски положительного решения проблемы сохранения мира на планете.
Одним из важных аспектов решение данной проблемы является миротворческое воспитание подрастающего поколения, школьников.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Одно из главенствующих мест в процессе миротворческого воспитания принадлежит школе. Именно школа способна обеспечить качественное преобразование общества. Именно школа даёт возможность воспитать граждан, способных построить организованное и сплочённое общество, способных осознавать и решать его проблемы, возрождать и сохранять культурные традиции, защищать окружающую среду и т. п.
В данном исследовании была проведена экспериментальная практическая работа. Базой исследования стал 9 класс средней школы № 2 г. Орши.
Для достижения эффективности миротворческого воспитания старших школьников были проведены следующие мероприятия: беседы «Планета – наш общий дом», «Что для меня мир», «Гуманизм – важнейшее условие мирного сосуществования»и другие; обзоры периодической печати («Что? Когда?), по
1. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
2. Ахметова, И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран (государства-участники Совета Европы, США и Канада) : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.Ф, Ахметова. – М., 1995. – 20 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Белобородова, А.Е. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01/ А.Е. Белобородова. – Иркутск, 2001. – 370 л.
5. Брынзов, И.И. Миротворческая деятельность международных педагогических организаций (история и развитие: 1945–1995 гг.) : автореф. дис. на соиск. науч. степ. канд. ист. наук / И. И. Брынзов. – М., 2000. – 25 с.
6. Бугай Н.Ф. Общеобразовательная школа: этнокультурный компонент / Н.Ф. Бугай // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999. – М. : РАО, 2001. – С. 42–45.
7. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
9. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. – Махачкала, 1998. 338 с. – 128 с.
10. Дамаданова, Х.Д. Телевидение как средство воспитания культуры межнационального общения у старшеклассников (на примере Республики Дагестан) / Х.Д. Дамаданова // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности», 14-15 ноября 2001. – М. : РАО, 2003. – С. 233–235.
11. Дзейтова, М. Х. О некоторых проблемах теории миротворческого образования / М.Х. Дзейтова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №16. – С. 32–36.
12. Емузова, Н.Г. Миротворчество и толерантность. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 классов / Н.Г. Емузова. – М. : Азбука, 2011. – 264 с.
13. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
14. Искра, Л. В. Метод проектов в воспитании старшеклассников в духе мира / Л.В. Искра // Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. – Одесса, 2010. – Т. 18. Педагогика, психология и социология. – С. 19–23.
15. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. – 120 с.
16. Магомедова, З.М. Этнопедагогические аспекты воспитания культуры межнационального общения / З.М. Магомедова // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999. – М. : РАО, 2001. – С. 222 – 223.
17. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. – Дата доступа: 12.03.2016.
18. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
19. Солдатова, Г.У. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» / Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psytolerance.info/ diagnostics/ index.php?c=1295274378&s=1295274583. – Дата доступа: 12.02.2016.
20. Социология межэтнической напряженности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. – 222 с.
21. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.