Введение
Глава 1. Теоретические основы применения проектной технологии в образовательном процессе
1.1 Ретроспективный анализ использования метода проектов
1.2 Методическое содержание проектной технологии на современном этапе
Глава 2. Технология использования метода проектов на уроках иностранного языка
2.1 Психолого-педагогические основы технологии использования метода проектов
2.2 Анализ возможностей и особенностей использования проектной технологии
2.3 Технология использования проектной методики на уроках английского языка в средней школе
2.4 Разработка проекта “The trip of my dream”
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития системы образования существует большое количество самых разнообразных новых педагогических технологий. Большинство из них направлены на осуществление личностно-ориентированного подхода к организации обучения. В этой сфере особую популярность имеет проектная технология. Ее отличительной особенностью является включение в себя «эго-фактора», который способствует преломлению всей схемы обучения через саму личность учащегося, через его интересы, склонности и потребности.
Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, заключается в достижении целей посредством участия самого ученика. При этом должна происходить ориентация на его интересы, мотивы и способности.
Использование метода проекта в системе современного образования обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной языковой личности.
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранный язык на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Ретроспективный анализ использования метода проектов
Проект представляет собой специально организованный преподавателем комплекс действий, направленный на решение определенных учебных задач. Важным моментом является то, что этот комплекс должен самостоятельно выполняться учащимися. В конце этого процесса возникает какой-либо продукт. Таким образом, методом проекта называется такой обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [1, c.421].
В процессе решения разнообразных практических задач и проблем учащиеся приобретают знание. Обычно это требует интеграции знаний из различных сфер. Учитель в процессе использования проектной технологии является координатором, а также дополнительным источником информации.
Впервые проектная методика была разработана педагогом из США Х.В. Килпатриком. Это событие приходится на начало прошлого столетия. По своей сути метод проектов на тот момент представлял практическую реализацию концепции инструментализма Дж. Дьюи [2, с.133].
В школах, которые были основаны на базе использования метода проектов, учащимся предоставлялось право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики имели возможность самостоятельного выбора определенных видов деятельности. С помощью них школьники приобретали новые знания. Учащиеся самостоятельно устанавливали содержимое школьной программы, а преподаватель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного.
В тот период суть метода заключалась в активизации интереса учащихся к конкретным проблемам. При этом предполагалось наличие определенного объема знаний, которое в симбиозе с использованием метода проектов, способствовало решению тех или иных задач.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Психолого-педагогические основы технологии использования метода проектов
Современное общество нуждается в социально-зрелых, инициативных молодых людях, ориентированных на позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти люди должны уметь устанавливать коммуникацию с окружающими, социумом. Также они должны быть способны не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Современная ситуация, свидетельствующая о серьезных изменениях действительности, предполагает формирование качеств, позволяющих личности самостоятельно увидеть проблему, сформулировать задачу и решить ее.
Школа по своей сути является не просто местом подготовки будущих взрослых, а местом, где ребенка учат жить в окружающем мире, общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать знания, необходимые для жизни.
Проектный метод представляет собой педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [3, с.88].
Обучение детей должно строиться с учетом их интересов и потребностей. Базисом должен становиться личный опыт ребенка. Основной педагогической задачей обучения в проектной технологии является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Вся ученическая деятельность должна быть спланирована, выполнена, проанализирована, оценена. Особенно важно наличие понимания со стороны учеников, зачем они осуществляли эту деятельность и каков был ее результат:
• выделение внутреннего учебного материала;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование проектной технологии в образовательном процессе является довольно молодой методикой, которая частично заменила элементы классно-урочной системы. На сегодняшний день признана необходимость ее применения в курсе изучения иностранного языка. Этому способствуют различные факторы, в том числе стремление образовательной системы воспитать всесторонне развитую личность, а также подготовить индивида к жизненным реалиям.
Проектная технология имеет как достоинства, так и недостатки. К ее сильным сторонам можно отнести следующие аспекты:
• актуальность использования, когда в центре технологии находится сам учащийся, способный применять полученные умения и навыки на практике;
• способность самостоятельного формирования умений и навыков;
• комфортная образовательная сред для реализации проекта, что способствует реализации творческого потенциала учащихся. Наряду с этим решаются многие проблемы личностно ориентированного метода обучения;
• задействование огромного спектра информационных технологий в ходе реализации проекта;
• формирование исследовательских умений учащихся;
• высокий уровень мотивации.
Несмотря на большое количество достоинств использования технологии, в ходе исследования был также выделен ряд ее недостатков:
• непривычная форма работы;
• недостаточная разработанность теоретической и методическойбазы по теме;
• сложность планирования;
• сложность контроля деятельности отдельных учащихся;
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов. — М.: Златоус, 1999. — 748 с.
2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин. — Ростов-на-Дону,2005. — 474 с.
3. Фрей, К. Проектный метод / К. Фрей. — Берлин: Бельц, 1997. — 349 с.
4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров. — М.: Академия, 2002. — 312 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия,1999. — 211 с.
6. Fried, D. Project Work / D. Fried. — Oxford: Oxford University Press, 1986. — 543 p.
7. Побокова, О.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа / О.А. Побокова, А.А. Немченко. — Иркутск, 2003. — 432 с.
8. Мазур, И.И. Управление проектами / И.И. Мазур. — М.,2005. — 655 с.
9. Мартынова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартынова // Иностранные языки в школе. — 1999. — №4. — С.19-21.
10. Кабанова-Миллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Миллер. — М., 1968. — 331 с.
11. Корецкая, Г.Н. Применение проектной методики на уроке английского языка / Г.Н. Корецкая // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. — 2001. — №1. — С.21-32.
12. Haines, S. Project: Material for Teachers / S. Haines. — Harlow: Longman, 1989. — 212 p.
13. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3—10
14. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3—9.
15. Кочетурова, Н. А. Метод проектов в обучении иностранному языку [Текст] // Материалы Региональной научно — практической конференции «Английский язык в системе Школа — Вуз». — Новосибирск, 2003. — С.52–59.
16. Барменкова, И. О. Работа над проектом по учебнику “Happy English 2” / И.О. Барменкова // ИЯШ.- 1997. — №3. — С.25—27.
17. Биболетова, М.З. Учебник англ. яз. “Enjoy English 4” для 7 кл. общеобраз. шк. при начале обучения с 1-2-го класса / И.О. Биболетова, Н.Н. Трубанева. — Обнинск: Титул, 2001. — 160 с.
18. Афанасьева, О.В. Английский язык: Учеб. для VI кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. - М.: Просвещение, 1999. — 351 с.
19. Коллингз, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингз. — М.: Новая Москва, 1926. — 288 с.
20. Лапицкая, Л.М. Учебник по английскому языку (9 класс) / Л.М. Лапицкая, Н.В. Демченко, А.В. Волков. — Минск: Высшая школа, 2012. — 295 с.