Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования Я-концепции школьника
1.1 Понятийный аппарат исследования
1.2 Основные детерминанты формирования Я-концепции школьника
Глава 2 Педагогическое сопровождение формирования положительной Я-концепции школьников
2.1 Педагогические условия семейной микросреды формирования положительной Я-концепции
2.2 Педагогические условия школьной среды формирования положительной Я-концепции
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Упражнения на обратную связь
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что Я-концепция представляет собой основу личности, которая определяет все стороны ее жизнедеятельности.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних факторов, которые влияют на развитие личности в процессе жизни в обществе. На начальных этапах жизни практически любые социальные контакты оказывают на личность формирующее воздействие, способствуют формированию Я-концепции. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция формируется под влиянием социальных контактов личности и определяет восприятие этих контактов и всего опыта в целом, а также является источником ожиданий личности.
Большое внимание вопросу влияния различных факторов и условий на становление Я-концепции человека уделили такие исследователи, как Бернс Р., Диянова В.В., Корн И.С., Столин В.В. и др.
По мнению Р. Бернса, одним из важнейших факторов развития Я-концепции является семья, отношение между родителями и их детьми. В.Л. Быков в своей работе анализировал особенности личности детей, оставшихся без попечения родителей, включая особенности их самосознания. В некоторых работах сделана попытка определить специфику самосознания различных социальных групп, например, В.М. Раева выявила особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей. В зарубежных исследованиях были выявлены особенности самосознания детей из семей с жестоким обращением и из семей, где родители страдают депрессией.
Но во всех приведенных примерах исследований Я-концепция ребенка рассматривается как результат влияния лишь одного какого-либо фактора. При рассмотрении же детерминации сложных психологических феноменов, каковым является Я-концепция ребенка, необходимо рассматривать всю
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНИКА
1.1 Понятийный аппарат исследования
В зарубежной и отечественной психологии существует большое количество работ посвященных проблеме «я», самосознанию личности и Я-концепции. Однако до сих пор нет не существует целостного понимания как Я-концепции, так и закономерностей ее становления в онтогенезе. В психологии существует множество подходов к определению понятия «Я-концепция».
По мнению Р. Бернса [2] и В.В. Столина [26] Я-концепция – не просто продукт деятельности самосознания, но и важный фактор детерминации поведения, то есть это такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности и поведения человека. Таким образом, Я-концепция личности реализует одно из направлений в своей регулирующей функции.
В исследованиях самосознания, часто происходит смешение наиболее употребляемых понятия: «Я», Я-концепции, образа Я, самооценки.
В отечественной психологии в рамках изучения самосознания традиционно разрабатывалась проблема образа Я [3; 12; 15; 29]. В большинстве исследований по проблеме самосознания авторы не делают различий между образом Я и Я-концепцией, и по сути дела отождествляют их друг с другом. Анализ литература показал, что отечественными психологами в структурах образа Я и Я-концепции, выделяются два основных компонента: когнитивный и эмоциональный, а также обращается внимание на необходимость изучения третьего – поведенческого или регуляторного [12; 26]. Образ Я формируется, согласно принципу единства сознания и деятельности, в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом [3; 15; 22]. Это нашло свое
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие «сопровождение» в педагогической науке рассматривается как совместная деятельность сопровождающего и сопровождаемого, которая направлена на предотвращение трудностей и проблем сопровождаемого. «Педагогическое сопровождение это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия и поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» [23, с. 12].
Таким образом, педагогическое сопровождение подразумевает под собой умение педагога быть рядом с учеником, следовать за учеником, сопутствуя ему в индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение можно рассматривать как одну из форм педагогической поддержки, которая в большей степени применима к старшим школьникам.
На основании анализа различных исследований по определению понятия «педагогические условия» можно выделить ряд положений, которые значимы для понимания данного феномена:
1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);
2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
1. Разнообразие существующих взглядов и подходов к содержанию Я-концепции подчеркивает его сложность и многогранность, но, вместе с тем, структурность и определенную целостность. Также можно с уверенностью отметить, что развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
2. В Я-концепции выделяются следующие составляющие: описательная (как знание о себе), называемая образом Я; оценочная (как самоотношение), эмоционально-окрашенная оценка представления о себе; поведенческая – конкретные действия, поведенческие реакции, порождаемые образом Я и самооценкой.
3. Я-концепция определяется как конечный результат самоосознания человека. Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
4. Составляющую Я-концепции, связанную с описанием себя, представлениями о себе, часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, – самооценкой или принятием себя.
5. На формирование Я-концепции личности влияние оказывают многие факторы. Важнейшими из них являются способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы). Наибольшее влияние на развивающийся у ребенка Я-образ обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных или неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
4. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – Том 13. – №4. – С.99-100.
5. Галкина, Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов / Т.В. Галкина // Вопросы психологии. – 1985. – №6. – С.131-138.
6. Диянова, В.В. Самосознание личности / В.В. Диянова, Т.М. Щеголева. – Иркутск, 1993. – 56 с.
7. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 1991. – 376 с.
8. Егоров, И.В. «Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста» / И.В. Егоров // Начальная школа. – 2002. – №3. – С. 23-25.
9. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С.5-14.
10. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрушенко // Вопросы психологии. – 1980. – №4. – С.90-94.
11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Мн. : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
12. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. – 1981. – Том 2. – №3. – С.25-38.
13. Корчак, Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании / Я. Корчак. Пер. с польск. – М.: АСТ, 2014. – 480 с.
14. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101-104.
15. Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дис. … докт. психол. Наук / М.И. Лисина. – М., 1974. – 36 с.
16. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2013. – 583 с.
17. Носенко, Э. Л. Эмоциональное состояние и речь / Э.Л. Носенко. – Киев: Высшая школа. – 1981. – 196 с.
18. Общая психология: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Карпова. – М.: АСТ, 2005. – 232 с.
19. Психология личности: учебн. пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.
20. Психология: учеб. пособие / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с.
21. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 812 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2009. – 720 с.
23. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. …канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. – СПб, 1992. – 25 с.
22. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Высшая школа, 1989. – 215 с.
25. Спичак, С.Ф. Психология познания детьми младшего школьного возраста самих себя и своих сверстников / С.Ф. Спичак // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975. – С.226-227.
26. Столин, В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции / В.В. Столин // Психологический журнал. – 1981. – Том 7. – №3. – С.104-117.
27. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
28. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.
29. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с.
30. Чиликин, А.Н. Целостность мотивации (социально-психологический аспект): Автореф. дис. …канд. психол. наук / А.Н. Чиликин. – М., 1993. – 23 с.