В современной методике обучения иностранным языкам наблюдается развитие большого числа как электронных, так и социальных обучающих технологий, что предоставляет преподавателю возможности выбора той из них, которая будет наилучшим образом отвечать требованиям учебного процесса.
В основе преподавания иностранного языка как явления социального лежит совместная деятельность людей и система их взаимоотношений. В этой связи использование социальных технологий обучения является эффективным и естественным решением проблемы формирования у учащихся умений иноязычного речевого общения, что определяет актуальность данной работы.
Данная курсовая работа посвящена изучению социальных технологий в обучении видам речевой деятельности на уроках английского языка.
В качестве объекта исследования выступают социальные технологии. Предметом изучения в нашей работе являются способы реализации социальных технологий в обучении учащихся продуктивным видам речевой деятельности на уроках английского языка.
Цель курсовой работы – анализ теоретических основ использования социальных технологий в обучении иностранным языкам и разработка методических рекомендаций по их практическому применению.
Поставленная цель определила объем необходимых для решения задач:
- определить место и роль социальных технологий в современном обучении видам речевой деятельности;
- исследовать основные способов реализации социальных технологий в обучении английскому языку.
Основными методами исследования послужили: метод сплошной выборки теоретического материала, а так же сопоставительный метод.
В первой главе работы рассмотрены основные вопросы исследования
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.
В связи с активным формированием мирового социально-экономического пространства, кардинальным преобразованием всех структур общества и высокими темпами развития современных технологий, перед образованием встает задача поиска и внедрения новых подходов к обучению различным дисциплинам [3, c.55].
В сфере преподавания иностранных языков последнее время предпочтение отдается коммуникативно ориентированному обучению, которое предполагает, что в центре процесса находится обучающийся как
В процессе использования социальных технологий изменяются функции учителя, который выступает не только как информатор, консультант и судья, но прежде всего как помощник и партнер по общению, создающий на занятиях благоприятный микроклимат для свободного речевого взаимодействия. Успех деятельности учителя зависит от его умения быть одновременно формальным руководителем и неформальным лидером учебного коллектива. Все виды социальных технологий предполагают наличие сотрудничества и интерактивного взаимодействия между участниками общения [6, c.67-69].
Деятельностная сущность социальных технологий реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств; каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных; поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, но свидетельствующие об активной позиции ученика суждения; участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
В качестве примера рассмотрим более подробно методические возможности реализации на практике проектной технологии. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение включено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектная технология предоставляет ее участникам возможность рассуждать над
В современном образовательном пространстве сложилась тенденция ориентации на развитие познавательного потенциала личности, повышения способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие творческих способностей школьников и расширение их творческих возможностей. При этом, естественно, повышается ответственность педагога, призванного найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.
Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам.
Качественно новая подготовка выпускников учреждений образований, формирование их творческих способностей и творческого мышления, готовность к рационализаторской и изобретательской деятельности является основным ориентиром и индикатором социальных технологий обучения учащихся продуктивным видам речевой деятельности на уроках английского языка. Активизации познавательной деятельности обучающихся через использование интерактивных методов обучения и приобщение к самостоятельному исследованию научных источников основывается на использовании собственного практического опыта.
Итак, к числу факторов, обуславливающих необходимость использования социальных технологий в обучении иноязычному общению, следует отнести:
- их ярко выраженную коммуникативную направленность, значительно повышающую «плотность общения»;
- развивающую, образовательную и воспитательную ценность;
- повышение у учащихся мотивации и интереса к изучению
1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам.// Иностр. языки в школе. – 1999. - №6
2. Белогаш М.А. Активные методы обучения иностранному языку// Альманах современной науки и образования. – 2013. - №12
3. Батанина И. А. Многоуровневая система образования: особенности и перспективы // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2008
5. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода/ Л.К. Гейхман – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006
6. Городников М.Д., Добровольский Д.О. Межличностное общение (лингвистические аспекты) // Иностр. языки в школе. – 1992. - №3-4
7. Зарукина Е.В., Логинова Н.А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-метод. Пособие. Спб., 2010
8. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1985
9. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения ИЯ. // Издательство Московского университета, 1986
10. Колюткин Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация. Спб., 1996
11. Куклина С,С, Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения. // Иностр. языки в школе. – 2000. - №1
12. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения // Иностр. языки в школе. – 2000. - № 5
13. Новикова И.К. Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся / И.К. Новикова.- Пермь: Луч -2011
14. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991
15. Пассов Е.И. Общение как умение. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. // Пассов Е.И. – М.: Русск. Яз., 1989
16. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2
17. Сурмина Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002
18. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. – Oxford., 1979
19. Lier, L. Interaction in the Language Curriculum. Awareness, Autonomy and Authenticity / L. Lier. - London: London Univ. Press, 2007
20. Wenden A. Learner Strategies for Learner Autonomy. – New Jersey., 1992