Введение
Глава 1. Теоретические основы вопроса обучения иноязычной диалогической речи
1.2 Психологические аспекты диалогической речи
1.3 Диалог как объект обучения в средней школе
Глава 2. Использование Интернет-ресурсов при обучении иноязычной диалогической речи в общеобразовательной школе
2.1 Принципы обучения диалогической речи с использованием Интернет-ресурсов
2.2 Методическая разработка по использованию Интернет-ресурсов в процессе обучения диалогической речи
Заключение
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативная цель — это основная и ведущая в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе. Именно она определяет весь учебный процесс. Диалогическая речь – это одна из форм речевой деятельности.
Развитие навыком осуществления диалогической речи в процессе изучения иностранного языка является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. К этому склоняется множество исследователей, что подтверждено в многочисленных трудах, статьях, публикациях. Несмотря на свою сложность, проблема требует разрешения средствами методики. Это объясняется тем, что требования, которые предъявляются к развитию диалогической речи на современном этапе развития методики, выполняются далеко не всегда.
Эта ситуация привела к тому, что необходимо осуществлять поиск новых методик обучения, с внедрением которых результаты были бы более высокими, а затрата усилий была минимизирована. Таким образом, процесс должен стать посильным, увлекательным и интересным.
Из вышесказанного подтверждается актуальность этого исследования: особое место, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам, требует новых форм и средств обучения.
Компьютерное обучение, а в частности использование различных Интернет-ресурсов, несет в себе огромный мотивационный потенциал. Большинство учителей, которые хотят сделать процесс обучения эффективным, используют новые технологии современности. Это не всегда походит непосредственным образом к учебнику.
Цель исследование – на основе изучения методики использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе создать методическую
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1 Лингвистические аспекты диалогической речи
Диалогическая форма речи, как и монологическая, обладает определенной лингвистической спецификой. Поэтому в процессе обучения ей в средней школе учитель должен опираться на дифференцированный подход.
Диалог – это такая особая форма речи, в которой осуществляется обмен высказываниями или мнениями между его участниками. Разнообразие скомбинированных различным образом высказываний является базисом диалога.
Существует дифференциация высказываний по их цели:
• повествовательные;
• вопросительные;
• побудительные [2, c.58].
Каждое из вышеперечисленных высказываний может быть не только утвердительным, но также и отрицательным. В повествовании человек излагает какой-либо факт или явление, который может быть как положительным, так и отрицательным. При реализации вопросительного высказывания человек стремится получить информацию от собеседника, которая его интересует. Содержанием победительных высказываний является волеизъявление говорящего. Оно может быть выражено в различных формах: желание, мольба, предложение, приказ, просьба, предостережение, призыв, приглашение, совет или угроза.
При наличии соответствующей интонации каждое из трех перечисленных высказываний может становиться восклицательным. Именно с помощью интонации подчеркивается эмоциональная окраска высказывания. Когда высказывание является восклицательным, это также зачастую определяет его структуру. Обращаясь к английскому языку, мы можем увидеть, что
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИЕИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Принципы обучения диалогической речи с использованием Интернет-ресурсов
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, или, как ее часто называют, «сеть сетей». Федеральный Совет по информационным сетям зафиксировал следующее определение:
Интернет — глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе InternetProtocol (IP) или его последующих расширениях. Эта система способна поддерживать связь с использованием комплекса протоколов Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP), их последующих расширений, или других IP-совместимых протоколов, и которая обеспечивает, использует или делает доступным, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня.
Говоря простыми словами, можно определить Интернет как взаимосвязь сетей, которая имеет базис в виде единого коммуникационного протокола. С точки зрения пользователя, сеть Интернет представляет собой виртуальное пространство огромных размеров, в котором может осуществляться обмен информацией. Интернет-ресурсы дают пользователям возможность осуществления общения между собой, а также использовать представленную в сети информацию для различных целей [8].
Интернет-ресурсы — это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления [7].
В процессе обучения важным является понятие Интернет-технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследовательскую работу, мы изучили теоретическую литературу по теме, систематизировали ее и провели практическое исследование. Было выявлено, что диалог является особой формой речи, при осуществлении которой участники процесса обмениваются высказываниями, мнениями относительного какого-либо предмета, явления, события. Диалогическая речь является «упрощенной», она обладает лингвистическими параметрами, обусловленными ситуацией ее реализации. Также характерной чертой диалогической речи является использование различных экстралингвистических средств общения.
Рассмотрев психологические характеристики диалогической речи, мы пришли к выводу, что их учет в школьной практике является необходимым условием для успешной реализации обучения диалогической речи. Среди основных психологических характеристик выделяются такие, как мотивированность, адресованность, эмоциональная окрашенность и ситуативная обусловленность.
Также в ходе проведения исследования было выяснено, что обучение в средней школе иноязычной диалогической речи должно строиться в соответствии со спецификой диалогического общения как вида речевой деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что внедрение Интернет-ресурсов в процесс обучения диалогической речи является целесообразным и обоснованным. Это объясняется содержанием и формой такого метода работы. В то же время стоит учитывать некоторые педагогические принципы, которые должны быть реализованы в процессе обучения с использованием Интернет-ресурсов, это: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.
1. Брагина, О.Е. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи / О.Е. Брагина // Иностранные языки в школе. — 1985. — № 3. — С. 22—27.
2. Будниченко, Е.П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / Е.П. Будниченко // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 3. — С. 58—60.
3. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 3. – С. 43—48.
4. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116с.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбова. — М. : Высшая школа, 1982. — 688 с.
6. Горская, Л.Н. Начальный этап обучения диалогической речи / Л.Н. Горская // Иностранные языки в школе. — 1984. — № 2. — С. 51—54.
7. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 8. – С.18.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.Я. Зимняя// Высшее образование. — 2003. — № 4. — С.34—37.
9. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. — М. : Просвещение, 1985. — 201 с.
10. Зубов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранному языку / А.В. Зубов, И.И. Зубова. — Дербент: Academia, 2008. – 144 с.
11. Игнатова, Н.Ю. Информационные технологии на уроках иностранного языка / Н.Ю. Игнатова // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 2. – С.42—45.
12. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. — 2006. — №2.— С.37—39.
13. Кучерова, Л.М. Некоторые вопросы обучения диалогической речи на страницах зарубежных авторов / Л.М. Кучерова // Иностранные языки в школе. — 1974. — № 2. — С. 94—97.
14. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по английски / Л.И. Логинова. — М. : Владос, 2003. — 188 с.
15. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. — М.: изд-во Академии Пед. Наук РСФСР. — 344 с.
16. Перкас, С.В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 3. — С.21—24.
17. Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку / Л.А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5. – С.23—25.
18. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. – М. : Academia, 2005. – 270с.
19. Рогова, Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Т.В. Рогова, И.Н. Верещагина. — М. : Просвещение, 1988. — 308 с.
20. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К.Селевко. - М. : НИИ школьных технологий. — 2005. — 263 с.
21. Тельцина, Т.Н., Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н. Тельцина, ., А.Ф. Сидоренко// Иностранные языки в школе. – 2002. - № 2. – С. 41—42.
22. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А. Д. Клименко. – М. : Педагогика, 1981. — 299 с.
23. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III-XI классы. – Минск: НИО, 2012. – 132 с.
24. Шампанер, Г. Обучающие компьютерные системы/ Г. Шампанер // Высшее образование. — 1998. — № 3. — С.95—96.
25. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / А.Н. Щукин. – М. : Филоматис, 2004. — 412 с.