Введение
1 Теоретические основы применения соревновательного метода на уроках физкультуры
1.1 Соревновательный метод в физическом воспитании
1.2 Определение основной черты соревновательного метода
1.3 Характеристика и особенности урока физической культуры в средних классах
2 Методика применения соревновательного метода на уроках физкультуры в средней школе
2.1 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста
2.2 Особенности применения соревновательного метода при изучении двигательного действия
2.3 Методические рекомендации по применению соревновательного метода на уроках физической культуры в средних классах
3 Особенности методики применения соревновательного метода на уроках физической культуры и здоровья (на уроке лёгкой атлетики в классе)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.
Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания, он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств
1 Теоретические основы применения соревновательного метода на уроках физкультуры
1.1 Соревновательный метод в физическом воспитании
При рассмотрении методики физического воспитания все методы можно разделить на 3 большие группы:
- методы формирования сознания или методы убеждения;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждый из вышеперечисленных методов имеет особенности применения и специфику, которая делает его применение наиболее эффективным для решения конкретных педагогических и методических задач.
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Особенности соревновательного метода:
- установка на победу;
- максимальное проявление физических и психических сил;
- частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
- унификация содержания состязательной деятельности.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию физических качеств [13, с.17].
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач, прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств.
Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному
2 Методика применения соревновательного метода на уроках физкультуры в средней школе
2.1 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста
Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.
В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13—14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [8, с.54].
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек — грудной.
Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.
Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.
3 Особенности методики применения соревновательного метода на уроках физической культуры и здоровья (на уроке лёгкой атлетики в 7 классе)
По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы на уроке.
Необходимо помнить, что на изучение того или иного элемента надо тратить определенное количество времени и повторений, ни в коем случае нельзя уделять слишком много времени на каком-либо элементе, что может привести к новым ошибкам. На пример, уделяя особое внимание отталкиванию и сведению бедер в спортивной ходьбе, можно сформировать полетную фазу, что запрещено.
В процессе обучения существуют как положительный, так и отрицательный перенос в технике движений, т.е. одни движения могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить или даже блокировать изучение того или иного элемента. Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т.е. они несут в себе положительный перенос, например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа, например прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники движений, будут подавлять формирование двигательного навыка, то есть они несут в себе отрицательный перенос. В процессе обучения необходимо так подбирать средства, чтобы полностью устранить отрицательный перенос и как можно эффективнее использовать положительный перенос упражнений.
В легкой атлетике много видов с простой и сложной техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических видов.
Первое обучение бега на средние и длинные дистанции говорит само за себя, здесь и амплитуда движений, степень усилий, координационная и психическая сложности техники относительно низ кие, не сложная и структура движений.
В спринтерском беге происходит максимальная реализация всех параметров — амплитуды, усилий и т.п., которые должны исполняться за короткое время. Координационная и психическая сложности движений в спринтерском беге возрастают.
Заключение
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.
Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики.
Нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий.
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются.
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки.
Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма физического воспитания урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников.
В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на организм учащихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Развивающий и оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста.
Подготовка к урокам начинается с планирования учебного процесса. Особенность составления плана-графика в 7 классе заключается в том, что в них предусматривается рациональное сочетание различного материала для мальчиков и девочек на одном уроке.
Помимо задач обучения, в плане урока отражаются и задачи по воспитанию учащихся, которые планируются с учетом прохождения того или
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2016. – 526 с.
2. Блеер, А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов / А.Н. Блеер. – М.: Академия, 2015. – 459 с.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: Теория и методика М.М. Боген. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 254с.
4. Визитей, Н.Н. Социология спорта: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Визитей. – Киев: Олимп. лит., 2005. – 246 с.
5. Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. Образования / Г.А. Гилиев. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с.
6. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2016. – 204 с.
7. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход : научно-метод. Пособие / В.П. Губа. – М.: Сов. спорт, 2012. – 382 с.
8. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. Образования / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2013. – 154с.
9. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. Образования / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
10. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурн. Образования / Л.П. Матвеев. - СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2005. – 378 с.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.Введение в предмет: Учебник для высш.спец.физкульт.учеб.завед / Л.П. Матвеев. - 3-е изд.. – СПб.: Лань, 2003. – 159 с.
12. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». - Минск, 2010 – 2017. - URL: http://mst.by/uploads/folderForLinks/ 000151_205663_Zakon.doc (дата обращения: 09.12.2017)
13. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель: АСТ, 2016. – 863 с.
14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта / В.Н. Платонов. – Киев: Олимп. лит., 2014. – 807 с.
15. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта / А.В. Починкин. – М.: Сов. спорт, 2016. – 215 с.
16. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2007. – 463 с.
17. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. Вузов / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2008. – 479 с.
19. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студ. Вузов / К.Д. Чермит. – М.: Сов. спорт, 2005. – 270 с.