Введение
Глава 1 Общие положения о двигательных действиях
1.1 Содержание двигательных действий
1.2 Структура систем движений
Глава 2 Методика обучения двигательным действиям
2.1 Основные предпосылки обучения двигательным действиям
2.3 Структура процесса обучения двигательным действиям
2.3.1 Этап начального разучивания
2.3.2 Этап углубленного разучивания
2.3.3 Этап закрепления и совершенствования
2.4 Особенности обучения двигательным действиям на начальном этапе
2.5 Перенос двигательных навыков
2.6 Деавтоматизация действий или разрушение навыка
Глава 3 Методика начального обучения двигательному действию
3.1 Общие требования к методике обучения двигательным действиям
3.2 Основные методы обучения двигательным действиям
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Одним из основных аспектов физического воспитания, как и любого другого образовательного процесса, является обучение.
Обучение в области физического воспитания — это организованный процесс передачи и усвоения систем специализированных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.
Физическое воспитание это открытая система. Под влиянием изменений в социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы убеждений, которые определяют назначение физической культуры, ее содержание и образовательные технологии. Решающим фактором в этой системе взглядов является отношение к человеку.
Формирование культуры тела человека предполагает овладение соответствующими ценностями физической культуры. Прежде всего, это интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические навыки и другие.
Осваивая эти ценности, человек, активно активный, формируется как общественная ценность [2, с.13].
Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процесс обучения отдельному двигательному действию (техническому приему или тактическому действию) выделяют три этапа: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование.
Каждая из этих фаз имеет ряд особенностей, которые служат для постановки конкретных целей и выбора рациональных средств, методов и форм организации учебного процесса.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что приоритетным направлением работы современной образовательной организации является формирование рациональных, экономных, осознанных движений и перенос их в повседневную игровую деятельность.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, то есть те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания.
Следовательно, необходимо подчеркнуть, что физические упражнения не отождествляются и тем более не могут подменяться трудовыми или бытовыми действиями, для их формирования необходима система целенаправленного обучения.
Глава 1 Общие положения о двигательных действиях
1.1 Содержание двигательных действий
Основываясь на позиции системно-структурного подхода и теории структуры, биомеханика рассматривает двигательные действия как системы, состоящие из иерархических подсистем более низкого порядка. Вся система и ее подсистемы имеют свои собственные структуры.
В двигательных действиях в качестве систем проводится различие между пространственными, временными и динамическими элементами формы, то есть составом системы, ее соответствующими частями и системообразующими связями, которые отражают взаимодействие и подчинение (подчинение) элементов, образующих систему. Системообразующие отношения формируют структуру системы (Приложение A).
Элементы формы системы движения двигательном действии предлагают решение для конкретной двигательные задачи, и имеют свои особенности свойства и меры.
В системе движения пространственные, временные и динамические элементы объединяются в подсистемы и системы высшего порядка [1, с.32].
Пространственные образующие элементы это положения тела, движения суставов, которые предлагают решение для простой двигательной задачи.
Положение тела определяется относительным положением исходной линии, проведенной на теле (линия, соединяющая выступы головок плечевой кости и костей бедра) и осями прямоугольной системы координат в инерциальной системе отсчета, т.е. с точки зрения горизонта.
Положение тела делится на вертикальные: стойки (основное положение на лопатках, голове и руках), висы и упоры; горизонтальные (лежа на животе, на задней горизонтальной шкале); наклонные (упор на спину, наклонный выпад и т. д.).
Позу тела определяют по взаимному расположению его биозвеньев относительно друг друга в соматической системе отсчета.
Различают позы:
- прогнувшись;
- согнувшись;
- в группировке;
- широкая стойка ноги врозь;
- выпад с наклоном;
- основная стойка руки в стороны, вперед, на пояс и др.
Глава 2 Методика обучения двигательным действиям
2.1 Основные предпосылки обучения двигательным действиям
Одним из основных аспектов физического воспитания, как и любого другого образовательного процесса, является обучение.
Обучение в области физического воспитания — это организованный процесс передачи и усвоения систем специализированных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.
Обучение двигательным действиям — это тот же самый педагогический процесс, но оно осуществляется для решения более узких задач. Действия по обучению — это процесс одновременного приобретения знаний, развития моторики и изучения соответствующих физических качеств. Все это является взаимодополняющим, но разным в своих средствах и методах (Приложение В).
Уроки основываются на уже существующих и вновь приобретенных знаниях учеником в каждом действии.
Знания в области физического воспитания — это определенная система фактов, понятий и закономерностей, которая лежит в основе правильно организованного физического воспитания.
Физическая готовность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств — силы, выносливости, гибкости, скорости, ловкости. Улучшение каждой из этих характеристик также способствует укреплению здоровья.
Физические характеристики отличаются от других характеристик человека, которые можно увидеть только в решении двигательных задач с помощью движений (Приложение В).
Физические качества и двигательные навыки, приобретенные благодаря физической подготовке, могут быть легко перенесены человеком в другие сферы его деятельности и способствовать быстрой адаптации человека к меняющимся условиям труда и быта, что очень важно в современной жизни.
Воспитание физических качеств достигается через целенаправленное развитие лидерских качеств человека на основе определенных закономерностей. Образовательные задачи характеризуются тренировкой физического и умственного потенциала человека в решении двигательных задач в конкретных ситуациях.
Глава 3 Методика начального обучения двигательному действию
3.1 Общие требования к методике обучения двигательным действиям
Целесообразность применения того или иного метода (методического приема) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований.
Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно подобрать и методы обучения. Если, к примеру, поставлена задача обучить прыжку в длину с разбега способом согнув ноги, то определить методы окажется невозможным, так как при такой общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При более конкретной задаче, например, обучить разбегу для прыжка в длину, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.
Обеспечение воспитывающего характера обучения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не только эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковывают инициативу ребенка, требуют лишь механического воспроизведения движений.
Соответствие принципам обучения. Метод обучения обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, было бы неверно считать, что, если учитель использует метод показа, значит, он полностью реализует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализуется через систему методов.
Соответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов физических упражнений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими характеристиками и сложностью требует специфических способов обучения. При обучении, например, некоторым обще - развивающим упражнениям ограничиваются методами слова, при обучении легкоатлетическим придется использовать и метод показа; при освоении простых упражнений применяют метод разучивания в целом, а при освоении сложных не обойтись без подводящих упражнений.
Заключение
На основании вышеприведенных материалом можно сделать вывод, что:
1. Двигательный навык — это такая степень владения действием, когда управление им осуществляется автоматизировано.
Двигательное действие отличается слитностью движения, которая проявляется в легкости, взаимосвязанной координации и устойчивой ритмичности.
2. Структура двигательной активности обеспечивает совместное действие сил внутренних, внешних, и лежит в основе организации взаимодействия человека с внешним окружением.
Он управляет этим взаимодействием, создавая единство внутренней и внешней структуры — координационную структуру. Изучая движения без учета их структурных связей, невозможно понять действительную организацию двигательного действия.
3. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности.
Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично.
Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.
4. Процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Цель этапа начального разучивания — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи: сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения; предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
5. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др. - М.: Просвещение, 2006. - 360 с.
3. Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261с.
4. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с.
5. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 2011. - 160 с.
6. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / БР. Голощапов. - М., 2001. - С. 292-293.
7. Гриненко М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127с.
8. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения / С.В. Дмитриев; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2005. - 300 с.
9. Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 2010. - 314с.
10. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с.
11. Еркомайшвили И.В. основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили; Уральский гос. технический ун-т-УПИ. - Екатеринбург, 2004. - 192 с.
12. Каганов В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фурманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274с.
13. Короткова Е.А. Обучение двигательным действиям в условиях организации продуктивных взаимодействий (ученик-ученик) / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. -№ 4. -С. 19-23.
14. Кошман М.Г. Методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура»/ М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2014. - № 2 (35). - С. 115-120.
15. Кряж В.Н. Концепция учебного предмета «Физическая культура» в начальной и базовой школе / В.Н. Кряж. - Мн., 2003. - 16 с.
16. Кряж В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С. Кряж, В.С. Овчаров. - Мн., 1999. - 35 с.
17. Кряж В.Н. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / ВН. Кряж, Е.Н. Ворсин, А.А.Гужаловский. - Мн., 2001. - 52 с.
18. Кряж В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся / В.Н. Кряж. - Мн., 1998. - 16 с.
19. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2016. - 464 с.
20. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 11-17.
21. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное по¬собие / В.П. Лукьянеко. - М.: Советский спорт, 2013. - С. 224.
22. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 2009. - 288 с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2016. – 321с.
24. Михаленя В.М. Физическое воспитание студентов / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн., 2008. – 267с.
25. Разумов А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с.
26. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций / В. Родионов // Школьный психолог. - 2017. - № 2. – С.17-24
27. Рубцов А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с.
28. Фурманов А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы / А.Г. Фурманов.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов,B.C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
30. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
31. Юспа М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527с.