Введение
Глава 1. Теоретические особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов
1.1 Психолого-педагогические особенности детей-инвалидов
1.2 Особенности семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей-инвалидов
Глава 2. Исследование организации социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов
2.1 Специфика социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов на примере «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»
2.2 Изучение социальных проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов
2.3 Программа совершенствования работы ТЦСОН с родителями детьми-инвалидов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа людей-инвалидов, в том числе и в детском возрасте. Эксперты Организации Объединённых Наций и Всемирной организации здравоохранения придерживаются мнения, что около 10-15% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера, каждый десятый инвалид – ребенок или подросток. В развитых странах детей-инвалидов с детства около 2-3%. На сегодняшний момент представители указанной социальной группы составляют около 5% населения нашей страны.
Несмотря на то, что в настоящее время государством предпринят ряд серьезных мероприятий по совершенствованию системы социальной помощи и социальной защиты для семей, воспитывающих детей-инвалидов, постоянные социально-экономические перемены не в полной мере способствуют улучшению данной категории. На наш взгляд, одним из важнейших факторов успешного решения данных проблем может стать совершенствование технологии социальной помощи во всех сферах жизни семей. Данная работа имеет ряд противоречий: с одной стороны – на законодательном уровне закреплены многие права и социальные гарантии, а с другой стороны – они либо фактически не реализованы, либо реализуются не эффективными методами.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что часть социальных, медицинских и психологических проблем детей-инвалидов и его семьи связана, прежде всего, с отношением окружающего семью социума: большим или меньшим общественным принятием, вниманием, страхами и уже имеющимся опытом социального существования.
Проблема поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, раскрывается в исследованиях Г. Першко (историко-педагогический аспект), Ж. Петрочко, Л. Смагиной (защиты, утверждения прав ребенка), О. Польовик (социальной адаптации), В. Церклевич (интеграции в образовательное пространство), М. Чайковского (развития инклюзивной среды), О. Арсентьевой, И. Евграфовой, Г. Сабитовой (стратегия, принципы и механизмы социально-педагогической поддержки семей и детей), Л. Олиференко, Т. Шульги, И. Дементьевой (социально-педагогической поддержки детей группы риска), О. Солодянкиной (семейного воспитания ребёнка-инвалида), И. Гофман, Е. Ярской-Смирновой (характеристика нетипичности) и др.
Объект – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Предмет – организация социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов на примере ТЦСОН.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении специфики организации социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов на примере ТЦСОН.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. выявить психолого-педагогические особенности детей-инвалидов;
2. перечислить особенности семейного воспитания детей-инвалидов;
3. исследовать cпецифику социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов на примере «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»;
4. изучить социальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов;
5. разработать программу совершенствования работы ТЦСОН с родителями детьми-инвалидов.
Глава 1. Теоретические особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов
1.1 Психолого-педагогические особенности детей-инвалидов
На сегодняшний день существует серьёзная проблема обучения детей-инвалидов, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Следует помнить, что дети-инвалиды отличаются от здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в доступные виды деятельности и социальные отношения [29].
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [28].
В зависимости от степени расстройства функций организма, лицам, в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется при помощи медико-социальной экспертизы [25]. Ребенок-инвалид – это ребенок в возрасте до 18 лет, которому присвоена группа инвалидности [29].
Группа дошкольников инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
– с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта;
– с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА (аутизм);
– с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с синдромом Дауна.
Таким образом, самым главным приоритетным направлением в работе педагога с подобными детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка [24].
Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей-инвалидов [9]. Основными причинами, способствующими этому, считаются следующие:
– увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия);
– ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки и отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии [12].
К основным видам нарушений функций организма ребенка-инвалида относятся: нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций), нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи, нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности), нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений), нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета, нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела) [18].
Глава 2. Исследование организации социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов
2.1 Специфика социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов на примере «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»
Роль педагога в судьбе ребёнка-инвалида – это работа с родителями. Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка-инвалида – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания детей-инвалидов, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы специалиста зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую ТЦСОН по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Основные принципы организации работы специалиста с родителями детей-инвалидов:
– принимать инвалидов «как любых других детей»,
– включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
– вовлекать детей в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
– использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями, следующие:
– психолого-педагогическое просвещение;
– вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
– участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Основными формами взаимодействия с родителями детей-инвалидов является индивидуальная, групповая и коллективная работа [10, с. 67].
Индивидуальная работа педагога с родителями детей-инвалидов
Для изучения семейной микросреды детей-инвалидов необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.
Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями.
Важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей-инвалидов принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям-инвалидам (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей-инвалидов с целью корректного включения их детей в систему общего образования.
Заключение
Целью данной курсовой работы было изучение специфики организации социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов на примере ТЦСОН.
1. На первом этапе мы выявили психолого-педагогические особенности детей-инвалидов. Ребенок-инвалид – это ребенок, которому присвоена группа инвалидности, осуществляемая при помощи медико-социальной экспертизы. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей-инвалидов: отсутствует мотивация к познавательной деятельности, темп выполнения задания очень низкий, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение), трудности в понимании инструкций, нарушение координации движений, повышенная тревожность, высокий уровень психомышечного напряжения, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, характерна повышенная утомляемость (дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании), повышенная возбудимость (беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству).
2. Далее мы выявили особенности семейного воспитания детей-инвалидов. У родителей, воспитывающих детей-инвалидов отмечается наличие психологического стресса и неконструктивного совладающего поведения, отсутствие навыков нахождения ресурсов для преодоления нервно-психического напряжения и стресса. В зависимости от психологических особенностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, выделяются три группы родителей: психосоматичные, невротичные и авторитарные. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, имеют различия в реакциях, способах совладания с ситуацией рождением детей-инвалидов.
3. На примере «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска» мы исследовали cпецифику социально-педагогической работы с семьями детей-инвалидов. Основными формами взаимодействия с родителями детей-инвалидов является индивидуальная, групповая и коллективная работа. Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей-инвалидов призваны наладить взаимодействие между ТЦСОН и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей-инвалидов в семье. Такое сотрудничество со специалистами ТЦСОН помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Основные направления сотрудничества педагогов с родителями, следующие: психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
4. Далее мы изучили социальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов. В семьях наблюдаются социально-экономические проблемы семей, но в системе находится также психологическая ситуация (стресс неожиданного и хронического характера). Более половины средств затрачиваются на лечение детей и потому зачастую не имеют возможности покупать какие-либо продукты, не входящие в список обязательных к употреблению в пищу, т.е. некоторые семьи находятся на грани бедности, несмотря на то предусмотрены некоторые льготы по оплате лекарств, по проезду в общественном транспорте, по оплате коммунальных услуг и пр. Иногда для детей необходимо платное лечение, но его могут позволить себе только не более 2% семей.
1. Андреева, О.С. Социальная характеристика семей, имеющих детей-инвалидов / О.С. Андреева. – М., 2003. – C. 44-51.
2. Арановская-Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 88-90.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
4. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
6. Вишневский, А.Г. Вызовы демографического развития современной России [Текст] / А.Г. Вишневский. – М.: Издательство Российского государственного социального университета, 2005. – С. 111-119.
7. Галагузова, М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 165 с.
8. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / А.В. Гордеева. – М.: Академический проект, 2005. – 320 с.
9. Груздева Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями / Л.А. Груздева //Справочник замдиректора школы. – 2013. – №6. – С. 30.
10. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2010. – 219 с.
11. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / С.Г. Евтушенко //Справочник старшего воспитателя, 2009.
12. Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов / Н.П. Жигарева. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 216 c.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 96 с.
14. Змушко, А.М. Инклюзивное образование в системе образования Республики Беларусь / А.М. Змушко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – №5. –
С. 9-19.
15. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. – 389 с.
16. Кузнецова, Г.В. Проблемы детей с двигательными нарушениями в условиях массового сада / Г.В. Кузнецова // Коррекционная педагогика, – 2011. –
№ 4. – С. 64-66.
17. Лекерова Г.Ж. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.Ж. Лекерова // Инновации в образовании. – 2010. – №10. – С. 13-17.
18. Малофеев Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке): Учебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием / Н.Н. Малофеев, В.С. Лазарев, А.Г. Зикеев. – М.: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. – 145 с.
19. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Просвещение, 2003. – 430 с.
20. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Мельник. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 207 с.
21. Олифирович, Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина,
Т.Ф. Велента. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2005. – 356 с.
22. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. – С. 107-110.
23. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. – М., 2000. – 320 с.
24. Семина Н.Н. Как учить детей с ОВЗ / Н.Н. Семина // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». (Репортаж), 2008.
25. Смолин, О.Н. Экслюзив об инклюзиве / О.Н. Смолин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2012. – № 8. – С. 4-7.
26. Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. – М.: Просвещение. 2008. – 305 с.
27. Федорова Светлана Сергеевна. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями : дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 222 с.
28. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л.Е. Шевчук // Дефектология. – 2004. – №6. – С. 28-31.
29. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. – М., 2003. – № 5. – С. 100-106.