Вопросы, связанные с развитием творчества, значением творческой работы для гармоничного развития ребенка, известный психолог Л. Выготский, назвал одними из важных в психологии и педагогике еще в 20-е гг. прошлого столетия. На сегодняшний день эта проблема остается по-прежнему актуальной.
Ученые, которые изучали проблему развития детского творчества, отмечали ее значимость для формирования креативных, творческих способностей, обеспечивающих дошкольникам успех в самых различных видах деятельности. Творчество в детстве является средством и условием гармоничного развития, выявлением дошкольником своего понимания окружающей среды и отношением к нему. Детское творчество также представляется мощным и эффективным методом изучения детской природы и фактором влияния на ее общее развитие и воспитание.
Один из видов детского творчества – речевое или словесное творчество, занимающее особое место в личностном становлении и творческой самореализации каждого человека, начиная с дошкольного возраста. Прежде всего, это связано с уникальной ролью языка и речи в жизни личности.
В научный оборот понятие «речевая деятельность» ввела Н. Гавриш, рассматривая ее в качестве опосредованного языка, оформленного в разных типах высказывания процесса оперирования, комбинирования представлениями ребенка. Высшая ступень речевой деятельности, по словам исследователя, является словесное творчество – специально организованный, обусловленный мотивацией процесс создания ребенком произведения в любой форме речевого высказывания.
Словесное творчество ученые определяют в качестве деятельности, которая возникает под влиянием художественного слова и восприятия окружающей действительности. Оно является результатом деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях. Словесное творчество детей проявляется в различных формах:
- в словотворчестве, в создании новых слов, неологизмов;
- в создании стихов;
- в создании рассказов и сказок, в творческих преданиях.
Основополагающим в понимании сущности словесного творчества является само понятие «творчества». Творчество в широком смысле является важнейшим социально-значимым видом человеческой духовно-практической деятельности, содержание которой – целенаправленное изменение объективного мира. А.Л. Венгер отмечает, что детское творчество является формой активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он может отступать от образца и стереотипа, экспериментировать, видоизменять окружающий мир, создавать нечто новое для других и для себя [7, c.45].
И.А. Киршин говорит о том, что словесное творчество является сложным видом творческой деятельности ребенка, которую можно рассматривать как деятельность, возникающую под влиянием восприятия произведения искусства и проявляющуюся в создании успешных сочетаний – рассказов, сказок, стихов и т.д. Словесное творчество понимается в качестве двуединого процесса накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности, а также творческой переработки их на язык словесных знаков [18, c. 89].
По мнению О.С. Ушаковой, словесное творчество представляет собой продуктивную деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства, от впечатления от окружающего мира и выражающуюся в создании устных сочинений ребенка [28, c. 9].
Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.А. Медведева, Н.А. Селянина, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин, У.В. Ульенкова отмечают, что среди видов художественной творческой деятельности словесное творчество занимает особое место в качестве жизненно важной, коммуникативной и социально-личностной функции, формирующейся в процессе деятельности под непосредственным влиянием среды, в том числе художественной.
В проводимой в рамках данного исследования диагностике принимало участие две группы по 15 дошкольников в каждой. Для проведения диагностики уровня развития словесного творчества детей среднего дошкольного возраста применялись определенные критерии, которые выделила Л.М. Ворошнина:
1.Самостоятельность (умение составлять рассказ без наводящих вопросов, сюжет не заимствуется, присутствует употребление выразительных средств в новых сочетаниях).
2. Целенаправленность (навык подчинять все содержание рассказа соответствующему замыслу, не отступая от темы, сюжетной линии).
3. Композиционная целостность, структурированность (навык построить рассказ в соответствии с определенной структурой, соблюсти композицию сюжетного монолога (начало, развитие сюжета, концовка).
4. Творческая продуктивность (умение придумать несколько рассказов по одной теме).
Как дополнительные критерии оценки умений словесного творчества детей среднего дошкольного возраста следующие:
1. дошкольник использует слова разных частей речи;
2.синтаксическое оформление рассказов) и сложных предложений в текстах.
На основании этих критериев представляется возможным определить уровни развития умений словесного творчества у детей среднего дошкольного возраста:
1. высокий (2,5 – 3 балла). Дошкольник составляет рассказ без помощи педагога, без наводящих вопросов, сюжет не заимствован. Подчиняет все содержание рассказа замыслу, не отступает от тематической линии, строит рассказ в соответствии с заданной структурой, соблюдает композицию
Основополагающим в понимании сущности словесного творчества является само понятие «творчества». Творчество в широком смысле является важнейшим социально-значимым видом человеческой духовно-практической деятельности, содержание которой – целенаправленное изменение объективного мира. Детское творчество является формой активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он может отступать от образца и стереотипа, экспериментировать, видоизменять окружающий мир, создавать нечто новое для других и для себя. Словесное творчество является сложным видом творческой деятельности ребенка, которую можно рассматривать как деятельность, возникающую под влиянием восприятия произведения искусства и проявляющуюся в создании успешных сочетаний – рассказов, сказок, стихов и т.д. Словесное творчество понимается в качестве двуединого процесса накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности, а также творческой переработки их на язык словесных знаков.
Словесное творчество является наиболее сложным видом творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому понятие «творческие рассказы» является довольно условным названием тех рассказов, которые дети придумывают самостоятельно (завязку, развитие события, кульминацию и развязку). Ребенок должен сам придумать содержание (сюжет, воображаемых действующих лиц, опираясь на тему и свой прошлый опыт. Для активного и успешного участия ребенка в словесном творчестве необходима психологическая платформа в виде развитых воображения, мышления, восприятия
Одно из приоритетных направлений педагогической науки на сегодняшний день – изучение творческой деятельности ребенка, поиск направлений в ее формировании. Исследовательские изыскания психологов, педагогов Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, О.В. Дыбиной, Л.В. Таниной и др. свидетельствуют о том, что творческая деятельность дошкольника отвечает его потребностям и возможностям, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил. В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринять художественное произведение, выразить собственное отношение к персонажу, но также осмыслить его поведение, обобщить,
1. Алабужева, С.В. Развитие словесного творчества детей дошкольного возраста // Российское Государство: прошлое, настоящее, будущее / С.В. Алабужаева. – Ижевск: Издательство МВЕУ. – 2006. – С.123 – 125.
2. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 600 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [Текст]. - М.: Издательство "Просвещение", 2008.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: метод. пос. для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МозаикаСинтез, 2004. – 345 с.
5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи Книга для учителей и родителей / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 2008. – 265 с.
6. Венгер, А.Л., Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М., 2008. – 247 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М., 2013. – 234 с.
8. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский // Избр. психол. исслед. - М., 2011.
9. Гавриш, Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников / Н.В. Гавриш // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: сб. науч. тр. – М., 2010. – С. 95 – 100.
10. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Гавриш. –М., 1991. – 20 с.
11. Гурович, Л.М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л.М. Гурович, М.Я. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - Л., 2005. - С. 43-52.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. - М., 2007.
13. Дьяченко, О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Автореф. дисс. .. док. психол. наук. – М., 1990. – 31 с.
14. Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 256 с.
15. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 448 с.
16. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого обш:ения в дошкольном детстве: Автореф. дис.... канд.пед.н. - М., 1998. - 23 с.
17. Киршин, И. А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук / И. А. Киршин. – Калининград, 2009. - 17 с.
18. Кряжева, Н.Л., Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Я., 2003.
19. Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества / В.Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. – №2. – С. 142.
20. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов.энциклопедия, 1990. – 685 с.
21. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО, 2007. – 320 с.
22. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 321 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. – Т 1. – 416 с.
24. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: изд. Моск. ун-та, 1977. – 190 с.
25. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
26. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М.: «ТЦ Сфера», 2008. – 96 с.
27. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
28. Шибицкая, А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1992. – 285 с.
29. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/д: Феникс, 2012. – 248 с.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 347 с.