Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что личностные качества детей формируются в активной деятельности, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному, и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? Учеными доказано, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Это проявляется не только в школьном обучении, но и в игре.
Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.
Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Цель работы: Выявление эффективности дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития интеллекта детей дошкольного возраста.
2. Выявить значение дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Объект работы: дети дошкольного возраста, подготовительной к школе группы, ясли-сад №7.
Предмет работы: интеллектуальные способности дошкольников.
Глава 1. Современное состояние и проблемы развития интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте
1.1 Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение особенностей развития интеллекта у детей связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. 20 века он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта.
Важнейшие из фактов, установленных Пиаже: открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однако основное достижение Пиаже - открытие эгоцентризма ребенка [20, c.114].
Эгоцентризм, это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире - лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития рассматривает предметы такими, какими он их непосредственно воспринимает, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок считает, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает.
Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.
Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Эту закономерность, согласно Пиаже, можно применить как к содержанию понятий, так и к самым простым образам восприятия [26].
Реализм бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно, для него мысль и вещь почти не различаются. У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально частью
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников
С помощью эксперимента мы проверим как дидактические игры влияют на интеллектуальное развитие дошкольников.
Мы проводили эксперимент с детьми шести-семи лет ясли-сада №7. Для проведения нашего эксперимента нами использовались различные психодиагностические методики.
Из различных диагностических методик мы выбрали тесты, так ка они позволяют за короткий промежуток времени получить результаты характеристик психологических особенностей человека.
Нами использовалась индивидуальная форма тестирования, которая помогает контролировать функциональное состояние испытуемых, а также в результате получить не только баллы, но и другую информацию характеризующую личностные особенности детей.
До начала эксперимента и по окончании его, мы проводили психологическое обследование детей. Для установления контакта с детьми и формирования у них положительного отношения к обследованию с детьми проводились беседы.
Во время эксперимента мы проводили наблюдение, которое помогло выявить особенности поведения детей их поступков, действий, охарактеризовать специфику речи.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека";
2. "Логическая классификация" – модифицированная методика для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени).
3. Методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта – методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.
Все тестирование проходило в три этапа, каждый этап по длительности занимал 20-40 минут.
Методики включали в себя:
Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». В этом тесте основное внимание обращается на точность и детальность рисунка, а не на художественные изобразительные средства. Детали изображения являются основным показателем уровня умственного развития ребенка. Полагают, что рисуя знакомый предмет, в котором ребенок обнаруживает знакомые отличительные черты, он выделяет в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Эта методика широко используется в качестве комплексного обследования ребёнка.
Этим тестом пользуются для получения первого представления об уровне развития ребенка. Так как большинство детей этого возраста любят рисовать, данный тест помогает установить контакт с ребенком и завязать с
Заключение
Таким образом, проведя данный эксперимент, мы выявили, что в игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному, и к элементам словесно-логического мышления. Развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется еще и тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников, в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.
В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована литература по данной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и
1. Крупская, Н.К. Дети – наше будущее. Н.К.Крупская. / – М., 1986. – С.85.
2. Ендовицкая, Т.В. Развитие памяти. Т.В.Ендовицкая. / М.: 1998.
3. Выготский, Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. Л.С.Выготский / М.: 1991.
4. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
5. Бохорский, Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр. Е.М.Бохорская / М.: 1997.
6. Холодная, М.А. Психология интеллекта. М.А.Холодная / С-Пб., 2002.
7. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М., 1992.
8. Поливанов А.Н. Психология интеллекта. М., 1997.
9. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2004.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
11. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 1999.
12. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998.
13. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
14. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.
15. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
16. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.
17. Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры. Тбилиси, 1999.
18. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.
19. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1992.
20.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления. /Вопросы психологии, 1999,№ 6.
21.Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
22.Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.
23. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 1995, №1.
24. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.
26. Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.