ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологические основы изучения культуры общения у дошкольников
1.1 Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Раскрытие сущности понятий «дисциплинированность» и «культура поведения»
1.3 Культура общения в контексте изучения культуры поведения у дошкольников
2. Практический подход к формированию культуры общения в дошкольном учреждении образования
2.1 Методологическая наполненность этапа констатации
2.2. Содержание и методика формирующего и контролирующего этапов
2.4. Консультация родителей по вопросам формирования культуры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека такова, что он постоянно взаимодействует с другими людьми, находится в социуме. Дома индивид окружен семьей, на работе коллегами, в гостях друзьями, в стенах детского сада, школы, университета или колледжа – знакомыми. Поэтому невозможно представить отделение жизни человека от жизни общества, так как он живет в нем, им и ради его блага.
Всю совокупность действий человека и его взаимоотношением можно обозначить как его поведение. Оно напрямую зависит от воспитания, нравственного развития, культуры индивида. Через поведение человек проявляет сущность своей личности, особенности своего характера, свой темперамент, а также свои потребности, вкусы, взгляды и желания. Поведение по своей сути является регулятором человеческих поступков, по которым можно судить о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах личности.
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Уже в раннем возрасте знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Важно научить ребенка осмысливать значение определенных правил нравственного поведения личности, при этом учитывая базис навыков культурного поведения, которые были усвоены ребенком ранее.
Этическое образование представляет собой процесс формирования у ребенка представлений об общественной культуре. Важно приобщать
1. Теоретико-методологические основы изучения культуры общения у дошкольников
1.1 Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Вопрос нравственного развития в течение долгого времени является одним из наиболее актуальных как в отечественной, так и в зарубежной психологий. Все зарубежные концепции, а именно психоаналитика, бихевиоризм, когнитивно-генетическая теория, обладают общей чертой – нравственное развитие личности воспринимается как одна из сторон адаптивного процесса ребенка к миру социума.
Несмотря на то, что нравственное развитие личности не имеет принципиальных отличий от социального развития, тем не менее, оно является его особым случаем. Итак, в современной психологии в соответствии с её методологическими принципами нравственное развитие ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребёнка.
Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся того, что именно включает в себя нравственная регуляция поведения. На основе теоретических данных можно выделить такие компоненты, как требования к личности самостоятельно давать оценку своим действиям, что в результате направляет поведение. Таким образом, внутренним регулятором поведения человека должна быть оценка, которой подвергается нравственный поступок. Это явление можно назвать «самооценка».
Исследование С.Г. Якобсон и В.Г. Щур пролило свет на роль самооценки и оценки в процессе нравственного развития. В этом исследовании экспериментального типа использовался материал норм справедливости. В качестве результата этого исследования было выдвинуто
2. Практический подход к формированию культуры общения в дошкольном учреждении образования
При осуществлении мероприятия по выявлению уровня и формированию культуры общения у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать выполнение следующих задач:
· Анализ педагогическо-воспитательных условий в дошкольном учреждении;
· Выявление уровня осознанности детей, связанной непосредственно с представлениями о культуре общения;
· Осуществление проекта по ознакомлению дошкольников с правилами культуры общения;
· Определение уровня эффективности воспитательной работы при использовании группового ролево-игрового метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Исследование проходило на базе дошкольного учреждения «Детский сад №145 г. Гомеля». В эксперименте было задействовано 26 детей старшей группы. Из них:
- формирующая группа: 13 детей;
- контрольная группа: 13 детей.
Список детей группы представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
| Влад П. | Степа К. |
| Илья К. | Таня Н. |
| Игорь Б. | Света Б. |
| Таня К. | Влад С. |
| Таня В. | Сергей Б. |
| Оля Р. | Олег К. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все виды деятельности, которые осуществляет ребенок дошкольного возраста, а именно — игровая, трудовая, практическая, свободно-бытовая деятельность — могут стать ареалом формирования навыков культурного общения.
Результаты исследования выявили, что все виды деятельности ребенка, объединенные в единую систему, которая будет грамотно оформлена в соответствии с основными педагогическими принципами и методами, являются эффективным средством в процессе формирования культуры общения. Принимая во внимание тот факт, что игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности ребенка, целесообразно использовать игровые методы в осуществлении исследуемого процесса развития личности. С помощью игры дети дошкольного возраста побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе проведения исследовательской работы было подтверждена гипотеза, что формирование культуры общения среди дошкольников проходит успешно при соблюдении определенных принципов, а также при использовании методических приемов, наиболее актуальных в данном вопросе. При этом должны быть соблюдены следующие основополагающие принципы:
· создание благоприятной обстановке как в группе, так и дома;
· наличие педагогического такта на протяжении всего процесса формирования навыков культуры общения;
· организация воспитательно-образовательного процесса;
· обогащение словаря должно происходить за счет таких речевых оборотов, которые соответствуют определенным принципам культуры общения;
дети должны быть включены в самые разнообразные виды
1. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории игры / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника / Д.Б. Эльконин. – М., Просвещение, 1966г. — 560 с.
2. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1999. — 520 с.
3. Максакова, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А.И. Максаковаю – М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
4. Формановская, А.И. Речевой этикет и культура общения / А.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
5. Борисова, Н. О нравственном воспитании дошкольников / Н. Борисова // Дошкольное воспитание / Н. Борисова. — М., 1998. — №5.
6. Кудрявцева, В. От педагогики повседневности к педагогике развития / В. Кудрявцева // Дошкольное воспитание / В. Кудрявцева. — М., 2005. — №3.
7. Одинцова, Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников / Л. Одинцова // Дошкольное воспитание / Л. Одинцова. — М., 1988. — №1.
8. Чуканова, З. Дайте, пожалуйста / З. Чуканова // Дошкольное воспитание / З. Чуканова. — М., 2000. — №2.
9. Юдина, Н. Уроки вежливости / Н. Юдина // Дошкольное воспитание / Н. Юдина. — М., 1998. — №4.
10. Портянкина, Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения / Г. Портянкина // Дошкольное воспитание / Г. Портянкина. — М., 1989. — №3.
11. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1999. — 520 с.
12. Швачкин, Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребёнка / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии речи и мышления / Н.Х. Швачкин. – М.: изд-во Ак.Пмел РСФСР, 1954. — №54.
13. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду / С.В. Петерина. - М.,1986. — 96 с.
14. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2005. — 208 с.
15. Хрипкова, А.Г. Мир детства. Дошкольник /А.Г. Хрипкова. — М.: Педагогика, 1987. — 2-е изд. — 400 с.
16. Пикулева, В. Слово на ладошке / В. Пикулева. — М., 1994. — 236