Введение
Глава 1 Теоретические аспекты влияния мультипликационных фильмов на формирование отношения к труду у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста
1.3 Описание форм организации трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Глава 2 практическое применение мультипликационных фильмов в трудовом воспитании детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста
2.2 Определение возможностей мультипликационных фильмов в формировании трудовых навыков у детей дошкольного возраста
2.3 Динамика уровня формирования трудовых навыков дошкольниковпосредством просмотра мультипликационных фильмов
Заключение
Список использованной литературы и электронных ресурсов
Приложения
Введение
Многие считают, что психология ребенка формируется чаще всего под воздействием процессе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов и др. Вместе с тем, психологи утверждают, что данные средства всего лишь этап накопления жизненного опыта.
Как и художественная литература, мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика их роль и в развитии речи дошкольников.
Информационно-познавательный мир дошкольника часто складывается с анимационных картинок, заимствованных из мультипликационных фильмов. Дети пытаются копировать образцы поведения сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами. Со сказочными героями дошкольники знакомятся на страницах книг, при просмотре художественных и мультипликационных фильмов. Именно потому изучение воздействия мультипликации на психологию и поведение ребенка в дошкольном возрасте, является актуальным.
Вопросы воздействия художественной литературы на дошкольника были всесторонне изучены такими учеными как: Л.С. Выготский [6], В.С. Мухина [11], C.А. Рубинштейн [13], К.Д. Ушинский [16] и др.
Вместе с тем, современных работ, направленных на изучение роли мультипликации в формировании трудовых навыков дошкольников практически нет, несмотря на то, что в современном учреждении дошкольного образования мультипликационные фильмы и мультипликационная графика являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребенка.
Объект исследования – мультипликационные фильмы.
Предмет исследования – роль мультипликационных фильмов в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – самый важный период в психическом и личностном развитии ребенка. В психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, а также с некоторой перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу - статусу школьника.
Изучением дошкольного возраста занимались такие учёные, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.А. Порембская, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.
Рассмотрим признаки развития дошкольника:
1. Происходят большие изменения во всем психическом развитии.
2. Изменяется познавательная активность, за счет развития восприятия, наглядного и логического мышления.
3. Происходит становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д.
4. Возрастает роль речи в различных видах деятельности.
Появляются новые вида деятельности, о которых в своих работах говорит А.В. Запорожец [10, с. 28] (игра, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности). Также ученый отмечает, что дошкольники
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности трудовых навыков и ценностного отношения к труду проводилась на базе ГУО «Ясли-сад №119 г.Гомеля».
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Использовались следующие диагностические методики по определению уровня трудовых навыков у детей дошкольного возраста: наблюдение за организацией и содержанием труда детей в старшей группе; обследование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:
1. Осуществляется ли детьми посильная трудовая деятельность, в частности, дежурства: в столовой, в процессе подготовки к занятиям; в уголке природы? Что конкретно дети делают (например, расставляют кружки на столы, поправляют стульчики, поливают комнатные цветы)?
2. Осуществляется ли детьми еще какая-либо работа, помимо дежурств: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд (например, убирают комнату, моют игрушки, убирают снег на дорожках, работа с бумагой и тканью и пр.)
Диагностика сформированности трудовых навыков проводилась в соответствии с требованиями дошкольной образовательной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является важным в психическом и личностном развитии ребенка. В этот период происходят большие изменения во всем психическом развитии: возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
2. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста организуются в трех основных формах: поручения, дежурства, коллективный труд.
3. Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм. Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.
4. Анализ исследования возможностей мультипликационных фильмов для формирования ценностного отношения к труду показал, что данное воспитательное средство является достаточно эффективным, поскольку помогают: ознакомиться с трудом взрослых; приобрести и закрепить навыки самообслуживания; повысить результативность собственной трудовой деятельности и развивать коммуникативные способности в процессе коллективной деятельности.
1. Буре, Р.С, Година, Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. Сада / Р.С. Буре, Г.И. Година – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие / Р.С. Буре – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
3. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 18.
4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Изд-во ВАЛДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.
5. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Основные этапы психического развития ребёнка // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – С. 43-51.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
7. Гамезо, М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / М.В. Гамезо – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
8. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
9. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. – М., 1988.
10. Запорожец, А.В. Избранное / А.В. Запорожец – М.: Гардарики, 2005. – 556 с.
11. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] 3-е изд. дораб / В.С. Мухина. – М., 2005. – 272 с.
12. Неверович, Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста / Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – С. 158-189.
13. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубенштейн. – М.: Наука, 1997. – 191 с.
14. Соколова, М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей [Текст] / Соколова М.В // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74
15. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1978. – 24 с.
16. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. 2-е изд. Дораб. / К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 2001. – 657 с.
17. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 56 с.
18. Учебная дошкольная образовательная программа [Электронный ресурс] // Постановление Министерства образования Республики Беларусь
27.11.2012 №133 – 267 с. –http://virmary.ucoz.ru/publ/rabota_s_doshkolnikami/programmno_metodicheskoe_obespechenie_raboty_v_dou/uchebnaja_programma_doshkolnogo_obrazovanija/84-1-0-344 - Дата доступа: 13.07.2016
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 367 с.
20. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: Изд-во Смысл, 2004. – 436 с.