Введение
Трудовое воспитание – это важнейшая предпосылка всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Целями трудового воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду; накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Осуществляя основные принципы воспитания, современная школа строит свою работу на основе соединения обучения с трудом. Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить.
Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систему ее взглядов на природу и общество. Труд оказывает влияние на развитие умственных способностей человека; именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивается, совершенствует творческие задатки. В процессе труда формируются нравственные отношения человека, происходит его физическое совершенствование, развиваются его трудовые умения и навыки.
Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.
Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от последующих этапов школьного образования. Задачами воспитания трудовой деятельности в начальной школе является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.
Чтобы выявить наиболее результативные методы формирования у учеников трудовой активности, необходимо исследовать как многолетний педагогический опыт, так и достижения современной педагогики.
Объект исследования: – педагогический процесс в начальной школе.
Предмет исследования: разработка комплекса мероприятий по воспитанию трудовой активности у младших школьников.
Глава 1. Теоретико-методологические исследования особенностей трудового воспитания младших школьников
1.1 Роль труда во всестороннем развитии личности
Значение труда в развитии личности общепризнанно. Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Социальные условия труда, также предъявляют к человеку высокие требования. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд помогает усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности. [6]
Вторым условием развития психики человека под влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность учителя является третьим условием развития психики в процессе труда.
Во все видах труда формируется такое важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Как показали психологические исследования, дети плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективном труде. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется отношение ребенка к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.
Глава 2. Трудовая деятельность младшего школьника
2.1 Обучение и труд как единое понятие
В младшем школьном возрасте помимо учебной деятельности, оказывает влияние на формирование важнейших черт личности, и трудовая деятельность, которая направлена на создание определенного продукта.
Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника — это преимущественно труд по самообслуживанию, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы. Дошкольнику, как правило, дают отдельные мелкие поручения: пойти туда-то, принести то-то. Перед ребенком школьного возраста ставятся более сложные задачи. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача - добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.
Рассказы о труде, экскурсии и наблюдения вызывают большой интерес у младших школьников, желание отобразить все это в рисунках или в игре. Хотя они обращают больше внимания на внешнюю сторону труда, в этой деятельности есть воспитательный смысл [25].
Большое значение для формирования у младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное, значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.
2.2 Формирование положительного отношения к труду
Более значительным результатом является формирование личности ученика на уроках трудового обучения, прежде всего воспитание отношения к труду.
В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.
Глава 3. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
3.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Важно разрабатывать такую систему трудового воспитания учащихся, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности.
Накоплено множество приемов и способов стимулирования трудовой активности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно с этим нужно развивать у учащихся чувства долга и ответственности, которое способствует развитию трудового сознания.
К основным методам стимулирования трудовой активности можно отнести:
- метод проблемного обучения;
- метод творческого проекта.
Проблемное обучение способствует решению двух задач, одна из которых формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а вторая способствует развитию самообучения и самообразования.
Обе эти задачи могут быть решены в процессе проблемного обучения, так как усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач [14].
При изучении данной проблемы, нами было выяснено, что в некоторых школах уроки труда организуются с помощью создания проблемных ситуаций. Эти уроки способствуют трудовой и творческой активности учащихся младших классов в процессе разрешения проблемных ситуаций. Учитель на занятиях создает проблемные ситуации по различным тематикам: «Ухаживаем за больным дедушкой», «Наш любимый сад»; на профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин», «Кофе»; на техническую смекалку, творческие способности и воображение: «Я – дизайнер» и т.д.
При организации и проведении с учащимися игры «Карнавал профессий», дети, играя, получают знания о разных профессиях, о важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. При этом у ребят формируется желание работать для других людей.
В предпраздничные дни в школе проводятся игры, в процессе которых между школьниками распределяются поручения: одни дети занимаются
Заключение
Таким образом, проведенное в данной работе исследование подтверждает актуальность проблемы трудового воспитания младших школьников.
Уважение к трудовой деятельности, воспитание трудовой культуры учащихся проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.
Труд является главным воспитателем. Необходимо помочь ученикам увидеть в нем источник развития свои способностей и нравственных качеств, готовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду осуществляется на уроках по основам наук, предмету, "Трудовое обучение", факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.
В результате проведенного исследования проблемы развития трудовой активности был получен положительный опыт педагогов. Можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым методам. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в разработке комплекса мероприятий, которые направлены на формирование и развитие трудовой активности школьников.
Эксперимент по проблеме исследования проводился в Мозырской средней школе №16 в 3 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса. В исследовании принимали участие 12 детей.
Трудовая активность, личностное качество младшего школьника, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу труда, в стремлении его к эффективному осуществлению трудовой деятельности. Трудовая активность как качество личности не может состояться без трудового сознания, которое является основой потребностно-мотивационной сферы активности.
Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Результаты констатирующего эксперимента следующие: Целью разработанного комплекса являлось воспитание у детей осознанного отношения к труду и развитие активности в трудовой деятельности. Для активизации мотивации к труду проводился ряд занятий в форме бесед, экскурсий, конкурсов, игр. Также в процессе формирующего эксперимента было принято решение интегрировать в трудовое воспитание элементы экономического воспитания.
1. Архипова О.В. Организация труда детей в огороде и цветнике // Социальная сеть работников образования , 2015.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2005.
3. История педагогики и образования /Под.ред. Пискунова А.И. 2 изд. М.: 2001, 512с.
4. Концепция развития образования до 2015 года. / Казахстанская правда от 26.12.2003.
5. Крохина С. Трудолюбие у старших школьников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 86-93 ;
6. Крылова Н.М. Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности // Воспитание и обучение детей. – 2013. – № 1. – С. 81.
7. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е. Г. Лебедева. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 171 с.
8. Маженова А. Предлагается новая модель образования // Казахстанская правда, № 1-2 от 15 января 2004г.- стр.3
9. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320с.
10. Научно-педагогические основы учебников И. Атынсарина - Караганда, 2000.
11. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 400с.
12. Кудрявцев В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование. – 2005. - № 4. – С.65-74
13. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в школе. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
14. Программа курса «Трудовое обучение» IІІ класс // Пачатковая школа. – 2006. - № 6. – С.4-11
15. Римашевская Л.С. Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников // Теория и практика. – 2012. - № 8. – С. 76-81.
16. Рыбакова Е. А. Педагогическое сопровождение детей школьного возраста в творческой деятельности: дис канд. пед. наук / Рыбакова Е. А. – Челябинск, 2014. – 218 с.
17. Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труду // Школа и производство. – 2005. – № 1. – С. 52–58.
18. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
19. Яковлев А. В. Элементы прикладного искусства на уроках технологии // Школа и производство. – 2005. – №5. – С. 40–43.
20. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2004.
21. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., М.: Гардарики, 2004, - с. 363-405.
22. Лобанова, Е.А. Педагогика: учебно-методическое пособие - / Е.А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
23. Остапенко В. В. Формирование экологической культуры младших школьников / В. В. Остапенко // Нач. шк. – 2010. – № 2. – С. 53–55.
24. Радугина, А.А. Психология и педагогика. - / А.А.Радугина.- М., 2008.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Издательство Питер, 2000. - 560 с.
26. Шатрова С. А. Воспитание трудолюбия у детей / С. А. Шатрова, С. А. Слизова // Концепт. – 2014.