ВВЕДЕНИЕ
В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Все участники педагогического процесса – педагоги, дети и родители, сотрудники и руководители дошкольных образовательных учреждений имеют одинаковые права для участия в воспитательно-образовательном процессе.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности с помощью общения.
Главный момент в системе «семья – учреждение дошкольного образования» - личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений. Открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей или других членов семьи в образовательный процесс, а открытость наружу означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и готов сотрудничать с расположенными поблизости социальными учреждениями: школой, библиотекой, учреждениями дополнительного образования.
1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей
1.1 Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема взаимодействия семьи и общественного воспитания актуальна на протяжении многих лет.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [5, с. 65].
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
2. Взаимодействие дошкольного учреждения образования и семьи в эстетическом воспитании детей
2.1 Формы сотрудничества дошкольного учреждения образования и семьи
Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования – разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе [12]. В центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слилось.
Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:
1. Массовые;
2. Групповые;
3. Индивидуальные.
К массовым (коллективным) относят:
1. Лекции (педагогические лектории);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной литературы по проблеме нашего исследования, а также изучение опыта работы учреждений дошкольного образования г….., позволил нам сделать следующие выводы:
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивающая необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.
В функции общественного воспитания входят: понимание и отношение к природе; развитие познавательного интереса, предметно-практическая деятельность, организация личного времени дошкольников.
Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей: массовые; групповые; индивидуальные.
К формам совместной работы семьи и УДО по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников относятся: праздники и развлечения (например, ярмарки и выставки, театрализованная деятельность); дни открытых дверей (например, беседы, лекции, семинары, вечера отдыха); семейные гостиные (например, тематические недели, коррекционно-развивающие практикумы с родителями).
1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: [пособие] / Е.П. Арнаутова. – М.: Карапуз, 2002. – 264 с.
2. Ашиков, С. Воспитание Культурой и Красотой // Дошкольное воспитание – 2002 – №5 – С. 9-13.
3. Бондаренко, Е.А. О развитии ребёнка (Дошкольный возраст) / Е.А. Бондаренко – Минск: «Нар. асвета», 1974 – 256 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272 с.
5. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.
6. Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М., 1985. – 280 с.
7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – 190 с.
8. Детский сад и семья / Под ред. В.К. Котырло, С.А. Ладывир. – Киев, 1984. – 130 с.
9. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1981 – 200 с.
10. Детство идеальное и настоящее / Под рад. Е.Р. Слободской. – Новосибирск, 1994. – 98 с.
11. Доронова, Т.Н., Соловьева, Е.В. ДОУ и семья. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224 с.
12. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. / В.П. Дуброва – Минск, 1997. – 220 с.
13. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., – стереотип – М.: издательский центр «Академия», 2002 – 160 с.
14. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. – Издание 2-е, дополненное. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
15. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие / В.С. Кукушкин – Ростов и / Д.: Издательский центр «Март», 2003 – 504 с.
16. Куликова, В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование – 2004 – №6 – С. 27-35.
17. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 368 с.
18. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко – М., 1988. – 106 с.
19. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская – М., 2000. – 150 с.
20. Мир детства: Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В.Запорожец. - 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
21. Мудрость воспитания: Книга для родителей – М., 1989. – 304 с.
22. Основы дошкольной педагогики / под. ред. В.А.Запорожца, Т.И.Марковой. – М., 1980. – 275 с.
23. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в воспитании дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 272 с.
25. Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. – 288 с.
26. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.