Введение
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания гуманного отношения к природе у дошкольников по средствам художественной литературы
1.1 Изучить психолого-педагогические исследования роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе
1.2 Определить роль природы в формировании личности дошкольника
1.3 Раскрыть роль детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2 Исследование влияния художественной литературы на отношение детей старшего дошкольного возраста к природе
2.1 Изучение показателей гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями о природе
2.3 Оценка эффективности применения художественных произведений для формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Дошкольное детство – важный этап в воспитании любви к чтению, к художественной литературе. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Природа живет по своим законам и еще в дошкольном возрасте важно понять эти законы, поскольку человек и природа составляют единое целое. Естественное богатство окружающего мира открывается ребенку дошкольного возраста в процессе познания, труда и творчества.
Задача воспитателя учреждения дспношкольного образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, рассматривать природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней.
Читая художественную литературу писателей-правоведов, дошкольник постепенно приобретает навыки правильного отношения к природе, поскольку именно в этих произведениях природа и нравственность являются неразделимыми понятиями.
Вопросам экологического воспитания детей дошкольного посвящены работы: Т. Акулинцевой [2]; Т. Богданец [3]; С.А. Веретенниковой [4]; Л.А. Каменевой [12]; С.Н. Николаевой [14; 15; 16; 17]. Проблемы организации чтения художественной литературы в дошкольном возрасте отражены в трудах: Е.А. Адамович [1]; А.И. Дубровской [6]; Е.Е. Зубаревой [8]; А.С. Попова [19] и др.
Актуальность темы нашей работы заключается в том, что в современном учреждении дошкольного образования художественная литература является своеобразным средством обучения, и должно отвечать
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Изучить психолого-педагогические исследования роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе
Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека, поскольку именно этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем [18, с. 96].
Отметим, что приобретение знаний у дошкольников о природе не является главным, а все усилия в большей степени направлены на выработку эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру
Учреждение дошкольного образования является основным звеном непрерывного экологического образования, поскольку в дошкольном возрасте идет формирование основ культуры рационального природопользования.
Несмотря на то, что воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРИРОДЕ
2.1 Изучение показателей гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Изучение влияния художественной литературы на отношение детей старшего дошкольного возраста к природе проводилось на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Вяселка» г.Гомеля».
В эксперименте принимали участие 10 детей старшей возрастной группы В, посещающие данное учреждение с младшей группы и имеющие одинаковый уровень развития.
Эксперимент проводился в дневные часы, в спокойной обстановке.
Цель эксперимента – выявление показателей гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе эксперимента были использованы следующие задания (Приложение 1):
- для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников;
- для определения морально-ценностного отношения к природе;
- для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Основная форма заданий – ситуационная.
С каждым из дошкольников работа проводилась индивидуально, данные по критериям обобщались и определялся уровень сформированности того или иного качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Выделяются педагогические условия, способствующие наиболее успешному развитию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе наблюдений: особое внимание следует уделять объектам природы, которые требуют бережного отношения; реализовать простейшие природоохранные мероприятия; в ходе наблюдения внимание детей должно быть привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения; необходимо использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.
2. Перед педагогом учреждений дошкольного обазования стоит целый комплекс задач, который требует умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.).
3. Значение природоведческой книги очень велико, поскольку через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, формирует личность дошкольника.
4. По результатам эксперимента мы сделали вывод о том, что книги М.М. Пришвина могут применяться в УДО с целью изучения окружающего мира и воспитания гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах / Е.А. Адамович – М., 1967. – 85 с.
2. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными // Дошкольное воспитание – 1996 – №7 – С. 36-42.
3. Богданец, Т. Экологические знания – первое представление о мире // Дошкольное воспитание – 2003 – №12 – 52 с.
4. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова – М.: Просвещение, 1980 – 270 с.
5. Градобоева, Г. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание – 1988 – №7 – С. 6-8.
6. Дубровская, А.И. Детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательной школы / А.И. Дубровская – Минск: Тесей, 2002. – 175 с.
7. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев – М.: Перемена, 1996 – 123 с.
8. Зубарева, Е.Е. Детская литература / Е.Е. Зубарева – М.: Просвещение, 1985. – 295 с.
9. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание. – 1990 – №1 – С. 30-32.
10. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 326 с.
11. Ивич, А. Природа, дети / А. Ивич – М. Просвещение, 1980. – 97 с.
12. Каменева, А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / А.А. Каменева – М.,1983 – 137 с.
13. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.
14. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
15. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / С.Н. Николаева – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 263 с.
16. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 1999 – 257 с.
17. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание – 1998 – №2 – С. 13-17.
18. Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание – 2002 – №4-5 – С. 95-126.
19. Попов, А.С. Новые методики преподавания чтения в начальных классах / А.С. Попов – М., Просвещение, 1988 – 85 с.
20. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 – 374 с.
21. Ушакова, О.С., Гаврош, И.В. Знакомим дошкольников с литературой / О.С. Ушакова, И.В. Гаврош – М. Просвещение, 2002. – 165 с.