ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность дидактической игры
1.2 Виды дидактических игр
1.3 Влияние игры на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗЛИЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Организация дидактических игр
2.2 Методика организации дидактических игр на занятиях по ознакомлению с окружающей природой
2.2 Методика организации музыкально–дидактических игр на занятиях по развитию речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе особое внимание уделяется личностному развитию детей. Дошкольное детство является самым важным периодом становления личности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, начинает формироваться определенное отношение к людям и трудовой деятельности, вырабатываются навыки правильного поведения. Вопрос полноценного развития умственного развития детей дошкольного возраста по–прежнему остается актуальным.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой развиваются психические свойства, происходит умственное, физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Особое место среди всего многообразия игр принадлежит дидактическим играм.
Анализ литературы по теме исследования позволяет выделить несколько направлений в изучении и применении дидактической игры:
дидактическая игра как средство образовательной работы;
дидактическая игра как особая форма обучения;
дидактическая игра как средство стимулирования творческой деятельности детей;
дидактическая игра как метод всестороннего воспитания детей;
дидактическая игра как средство формирования потребности в самоутверждении;
дидактическая игра как средство развития умственных способностей.
Дидактическая игра для педагога является средством руководства деятельностью детей, не вставая на позицию учителя; создания действенной для дошкольника мотивации, делая деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы [11].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность дидактической игры
Традиция широкого использования дидактических игр с целью воспитания и обучения детей получила свое развитие в работах отечественных психологов. Тем, кто разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно–образовательной работы с детьми в детском саду, был Ф. Фребель [2, с. 137].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это – и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Основная особенность дидактических игр определяется ее названием – это обучающие игры. А.Н. Леонтьев [12, с. 154] отмечал, что дидактические игры относятся к так называемым «рубежным» играм, представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально организованные педагогом с целью воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения [1]:
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗЛИЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Организация дидактических игр
Организация дидактических игр включает в себя три основные направления: подготовка к проведению дидактической игры, проведение дидактической игры, анализ дидактической игры.
В период подготовки к проведению дидактической игры педагог осуществляет следующие задачи:
отбирает игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
устанавливает соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определяет наиболее удобное время проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);
выбирает место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определяет количество играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
осуществляет подготовку необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, предметы, природный материал, картинки);
осуществляет самоподготовку к игре: изучает и осмысливает весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это – и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В современной педагогике существует огромное количество дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Дидактические игры различаются по следующим критериям: вид деятельности, содержание, степень активности, характер использованного материала.
Дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности.
Использование музыкально–дидактических игр у дошкольников оказывает большое влияние на развитие речи. Упражнения, развивающие голосовые модуляции, группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи. Содержание и структура музыкально–дидактической игры включает игровые правила, игровой сюжет, игровые действия. Развитие игровых действий обусловлены развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. В основе дидактического материала игр лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, действовать с ними.
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника. – М. – 1972. – С. 145–149.
2. Анищенко О. А. Развиваем в игре: пособие / О.А. Анищенко, Л. А. Вяткина. – Минск: Асар, 2000. – 112 с.
3. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Смысл, 1966. – С. 190–196.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Академия, 1991. – 459 с.
5. Венгер Л. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. – М., Просвещение, 1975. – 532 с.
6. Ветлугина Н. А., Кенеман, А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – М.: Академия, 1983. – 527 с.
7. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 33–35.
8. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 514 с.
10. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. – М.: Просвещения, 1981. – 80 с.
11. Жуйкова Т. П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т.П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952–954.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2007. – 416 с.
13. Костина Э. П. Музыкально–дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4–7 лет / Э. П. Костина. – М.: Академия, 1983. – 529 с.
14. Мацаева В. А. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры / В.А. Мацаева. – М.: МБДОУ, 2011. – 38 с.
15. Меланич Е. С. Роль музыкально–дидактических игр в жизни дошкольника / Е. С. Мелонич // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 522–524.
16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
17. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1965. – 404 с.
18. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцева. – Минск: Нар. асвета, 1976. – 422 с.
19. Шмаков С. А. Природа и структура игры / С. А. Шмаков // Проблемы воспитания. – 2006. – № 1. – С. 30.
20. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 234 с.