ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – возрастной этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Именно в этот период рождается личность ребенка, происходит первоначальное раскрытие его творческих сил, идет процесс становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.
Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра - это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.
Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствует развитию воображения, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Роль игры в дошкольном возрасте трудно переоценить, этот вопрос остается актуальным для психологов, педагогов, теоретиков и практиков современной науки. В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Делается перевес в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Однако проблема игры дошкольников в семье до сих пор остается малоизученной.
Бесспорно, что семья - основной институт первоначального формирования и развития личности дошкольника, именно в ней зарождаются основы дальнейшего становления, развития, воспитания ребенка. Следовательно, важность семьи, ее влияние на различные стороны жизни дошкольника неоспорима.
В связи с этим актуальной остается проблема изучения особенностей организации, протекания, регулирования игровой деятельности дошкольников в семье. Именно этот вопрос и стал центральным для данной курсовой работы.
Таким образом, цель нашего исследования - изучение особенностей проявления детской игры в семье.
1 Теоретические основы изучения особенностей детской игры в семье
Игра выступает главным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра имеет чрезвычайно большое значение в жизни ребёнка, такое же, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Как отмечал Эльконин Д.Б., игра является символико-моделирующим типом деятельности с минимальной операционно-технической стороной, сокращенными операциями и условными предметами [29, с. 63]. Моделирующий характер игры проявляется в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.
Другое же определение игры звучит как самостоятельная деятельность человека, универсальная наиважнейшая сфера самовыражения, самопроверки, самореабилитации» [6, с. 18].
Такие авторы, как И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская рассматривают игру как ведущий вид деятельности дошкольников, в котором «наиболее успешно формируются основные представления ребенка об окружающем мире, а также свойства и качества его личности» [3, с. 5].
Игра ребенка – это довольно серьезное занятие, в ходе которого он не только осваивает, но и преобразует действительность. Влияние игры на детей трудно переоценить. В результате игровой деятельности формируются определенные личностные качества детей (доброта, способность к сотрудничеству), идет становление его как взрослого, развиваются многие физические качества (ловкость, сила), мыслительные (сообразительность, внимательность) и т.д.
2 Исследование особенностей детской игры в семье
Изучение особенностей детской игры проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №112 г. Гомеля»
В исследовании приняли участие 20 родителей дошкольников старшей группы. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование по различным вопросам организации игр в семье. Анкетирование проводилось анонимно, однако все участники исследования регистрировались.
Анкета для родителей приведена в Приложении 2.
Перед проведением анкетирования на родительском собрании воспитатели рассказали родителям о видах игрушек и разнообразии игр дошкольников в современной педагогике. Таким образом, родители были подготовлены к анкетированию.
Инструктирование родителей. Перед проведением анкетирования родителям даются пояснения: «В данной анкете нет правильных или неправильных ответов. Эти вопросы направлены на выявление степени вашего влияния на детскую игру. Ответьте «Да» или «Нет», поставив в соответствующей колонке любой знак».
Полученные данные заносятся в сводную таблицу.
Протокол анкетирования представлен в таблице 2.1 в Приложении 3. На первом этапе анализа было проведено суммирование положительных и отрицательных ответов по всем вопросам анкеты. Итоговые результаты суммирования были также представлены в таблице в виде процента от общего количества опрошенных.
Перед нами вырисовывается определенная картина, отражающая условия игры дошкольников в семье. Необходимо более наглядно рассмотреть данный вопрос путем графического представления результатов исследования.
Итак, рассмотрим результаты исследования по нескольким направлениям.
Заключение
Совместная игра для детей - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно, которое заключается в особенностях восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Из анализа полученных эмпирических результатов:
Большинство родителей понимают значение игры для развития дошкольника и стремятся по мере возможности создавать условия для полноценной игры дома и на природе. Основную свою задачу в создании игровой среды дома родители видят в формальном выражении - материальном обеспечении дошкольника, а не в его обучении и воспитании.
Практически все родители покупают своим детям, прежде всего, яркие, детальные современные игрушки с множеством аксессуаров, забывая про развивающие игрушки, ориентированные на сенсорное, интеллектуальное, познавательное и творческое развитие дошкольника.
К сожалению, современный быт, комфортабельно оборудованный такими новейшими достижениями техники, как телевизор и компьютер, оставляет мало времени для подвижных игр. Большую часть времени дома дошкольники проводят перед экраном или перед монитором, от чего не только ухудшается зрение, но и страдает физическое развитие. Необходимо еще много работать, чтобы родители осознали важность организации дидактической стороны домашних игр.
1. Васильева, О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. – Брест, 2000. – 80 с.
2. Дедулевич, М.Н. Не пропустить миг игры: пособие для педагогов и родителей. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 60 с.
3. Житко, И.В, Петрикевич, А.А., Ярмолинская, М.М. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. – Минск: Выш. шк., 2007. – 72 с.
4. Запорожец, А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 736 с.
5. Поздняков, Н.А. Менджерицкая, Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. – 2004. – №12.
6. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
7. Чернов, А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 2002. - 204 с.
8. Гин, С.И. Занятие по ТРИЗ в детском саду. – М.: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.
9. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 155 с.
10. Гударева, О.В., Смирнова Е.О. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии – 2004. – №.1 – С. 91-103.
11. Шустерман, М.Н., Шустерман, З.Г. Колобок и все-все-все или как раскрыть в ребенке творца. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
12. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Киев. – 2009.
13. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М: Академия развития, 2010.
14. Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М., 2011.
15. Гризик, Т.И., Глушкова, Г.В. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет программа «Радуга». – М.: Просвещение., 2013.
16. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-синтез., 2012.
17. Калиниченко, А.В., Миклаева, Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. – М.: Айрис-Пресс., 2010.
18. Кабанова, О.А. Доронова, Т.Н. Развитие игровой деятельности детей 2 -7 лет. Программа. – М.: Просвещение, 2010.
19. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр. – М.: Мозаика-синтез. – 2013.
20. Петровский, В.А., Кларина, Л.М., Смывина, Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. – М., 2011.
21. Покровский, А.Е. Русские детские подвижные игры. – М.: Творческий Центр, 2011.
22. Краснокуекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2010.
23. Степаненкова, Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
24. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70-74
25. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. – Издательство «Речь», 2010.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин -6-е изд. стер. – М: Издательский центр «Академия» 2011. – 384 с.
27. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?
// Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Даниловский благовестник, 2001. – 144 с.