Введение
Любовь - это понятие вызывает больше лирические, нежели научные ассоциации, а тема любви гораздо больше проработана в литературе и в искусстве, чем в науке. Возможно, именно искусство ближе сегодня к пониманию природы любви, чем наука, в том числе и психологическая. Не в последнюю очередь это связано с расширенной трактовкой понятия «любовь», что делает его очень сложным объектом для исследования.
На сегодня понятие «любовь» является чаще всего синонимом любого рода благополучных межличностных отношений. Эта неясность порождает такие же неясные, противоречивые, а иногда и нереалистические ожидания между партнерами. В результате такие ожидания порождают неверные предсказания и не адекватные расчеты во взаимоотношениях, что является одной из существенных причин кризисов семьи, увеличения уровня одиночества, невротизации, количества суицидальных попыток.
Разумеется, любовь — это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятым, измеренным и описанным при помощи слов. Наличие предрассудков, иллюзий и заблуждений весьма характерно, когда затрагивается тема природы любви. Это происходит, в частности, и потому, что, в связи с ее таинственной сущностью, о любви распространяется масса неправильных представлений.
Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство – эта часть жизни любого из нас. И проблема взаимоотношений между двумя полами являлась одной из ведущих тем философии различных эпох, причем каждая из них вносила свои концептуальные новшества в ее понимание и оценку.
Юноша и девушка - каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. У каждого чувство любви индивидуально не только по времени проявления, но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.
И казалось бы, чувство – одно для всех людей, но мужчины и женщины видят любовь по-разному.
Актуальность нашей темы обусловлена возрастающим интересом к вопросу любви как ключевому для понимания глубинных оснований человеческой культуры.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к трактовке представлений в психологии
1.1 Понятие о представлении
Представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием.
Образы восприятия всегда носят наглядный характер: в них отображаются внешние особенности предметов и явлений в результате их воздействия на органы чувств человека. Так же как и восприятия, представления носят наглядный характер, отображая внешние особенности предметов, познанные человеком в предшествующем опыте.
Однако между представлениями и восприятиями существуют определенные различия.
Для восприятий характерно следующее:
Восприятия являются отражением внешних предметов, которые воздействуют на органы чувств человека в момент восприятия и таким образом непосредственно вызывают соответствующие возбуждения.
Как предметы в целом, так и их части или особенности отражаются в восприятиях с большой ясностью, обусловливаемой интенсивностью внешнего раздражения.
Образы предметов, получаемые в процессе восприятия, отличаются постоянством. Например, образ воспринимаемой читаемой книги может измениться лишь с изменением самой книги и лишь в той степени, в какой изменится сама книга.
Образы восприятий в своей основе являются образами единичных предметов: наши восприятия, отражают конкретные особенности, присущие тому единичному предмету, который воспринимается именно в данный момент. Например, когда я вижу березу, растущую перед моим окном, я вижу именно это дерево с характерным для него изгибом ствола, расположением ветвей, формой кроны и т. д.: это - береза, растущая перед моим окном. Этот образ содержит и обобщение: я отнес рассматриваемое мною сейчас дерево к классу берез и назвал его «береза». Но этот элемент обобщения лишь уточняет образ единичного предмета и не заставляет отступать на второй план его конкретные особенности [3, с.51].
Физиологической основой восприятия является образование под воздействием внешних раздражений нервного возбуждения сперва в рецепторах, а затем в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми образуются временные нервные связи.
Иными чертами представления характеризуются:
Глава 2. Эмпирический анализ изучения представлений студентов о смысле любви
2.1 Этапы и методы исследования
Исследование проводилось на 50 испытуемых: 25 девушек и 25 юношей. Возраст испытуемых от 19 до 23 лет
Использовался тест «Шкала любви и симпатии», тест предназначен для определения преобладания во взаимоотношениях любви или симпатии.
Методика состоит из четырнадцати пунктов, семь из которых добавлены в шкалу любви, и семь в шкалу симпатии. К каждому утверждению нужно найти подходящий вариант ответа.
Варианты ответа: «да - это так», который оценивается в 4 балла, «вероятно, это так» - оценивается в 3 балла, «вряд ли это так» - оценивается в 2 балла, «это совсем не так» - оценивается в 1 балл.
Техника «Мотивы вступления в брак», представлена списком из девяти мотивов. Каждый должен из списка мотивов выбрать не больше трех мотивов, которые он считает наиболее подходящими для вступления в брак.
Метод «Незаконченные предложения», метод позволяет обнаруживать как сознательные так и бессознательные установки человека.
Состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере.
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования
Методика «Мотивы вступления в брак» (Приложение 1).
Анкеты показали что 17% молодежи - основным мотивом для вступления в брак назвали любовь.
16% - материальное обеспечение супруга;
18% указали – другое.
«Шкала любви и симпатии» ( Приложение 2).
С целью данного опроса мы смогли определить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.
Среди испытуемых первой группы – 12% перобладает любовь
Среди второй группы – 51%
Третья группа – 38%
Преобладание симпатии
Первая группа – 93%
Вторая группа – 54%
Третья группа – 75%
Заключение
Тема исследования представлений современной молодежи о любви не случайна. Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе.
По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.
Навязчивая "сексуализация" отечественной литературы и кино, наблюдающаяся в последние годы и не свойственная русской культуре, изменения в стиле и образе жизни не могли не отразиться на отношении молодых людей к любви и институту семьи.
Проявление любви в юношеском возрасте может принимать форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.
Симпатия — это устойчивое положительное отношение к кому - или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.
Повышение степени личностной зрелости связано с изменением представлений о любви, в которых находит выражение усиление тенденции к безусловному принятию, как собственной сущности, так и сущности другого человека. Эмоциональное переживание чувства любви является важным составляющим в любви, именно это наиболее характерно для современной молодежи. Такие составляющие как ответственность, понимание, тоже присутствуют в ответах.
Как правило, эмоциональный компонент проявляется ярче всего в начале отношений и более характерен для молодых респондентов, когда все переживания, связанные с любовью воспринимаются наиболее остро. На более позднем этапе развития отношений важными составляющими любви выступают ответственность, понимание, верность, уважение, знание.
Мотивы нашей молодежи по вступлению в брак существенно зависят от социального статуса субъекта, возраста, существующих ценностей жизни и других факторов. Большинство молодых людей главным мотивом выбора будущего супруга назвали любовь.
Данное исследование представляет интерес, потому что показывает отношения молодежи к выбранному партнеру. О чувствах, привязанности или любви. К важности и подходу у молодых людей в принятии решения о заключении брака.
1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования семейных отношений. - М., 1987. - с.13-19.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебн. для высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376с.
3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.172-177.
4. Афанасьев А. Формула любви. - М.: Знание, 1993. - 64с. - (Пед. факультет; №2-3).
5. Бархаев Б.А. Психология любви или формула счастья (из редакционной почты). - Вопросы психологии. - 1999. - №4. - с.124-125.
6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 320с. - (Секреты психологии).
7. Берн Э. Секс в человеческой любви/ Пер. с англ. - М.: Московский кадровый центр, 1990. - 113с.
8. Владин В.З., Капустин Д.З. Гармония семейных отношений. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1991. - 304с.
9. Войтыла К. Любовь и ответственность. - М.: Издательство "Кругъ", 1993. - 349с.
10. Гозман Л.Я. АжгихинаН.И. Психология симпатий. - М.: Знание, 1988. - 96с. (Нар. ун-т. Пед. фак; №9)
11. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М.: Педагогика, 1990. - 272с.
12. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С.18-32, 43-51.
13. Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1997. - №1. - с.14-20.
14. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. - 1957. - №4. - с.25-33.
15. Ковен К. Киндер М. Как уберечь любовь? Одиннадцать правил, которые помогут вам сделать это // Семья и школа. - 1996. - №2. - с.15-
16. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1988. - с.245-256.
17. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с.47-58.
18. Кочетов А.И. Начала семейной жизни/ А.И. Кочетов. Мужчина и женщина: отношения полов/А.А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - с.11-
19. Криченко Е.В., Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // Прикладная психология. - 1999. - №5. - с.63-74.
20. Кроник А.А., Кроник Е.А. Диагностика удовлетворенности в значимых отношениях // Вопросы психологии. - 1989. - №52. - с.112-121.
21. Логинов А.А. Женщина и мужчина. Отношения полов. - Красноярск: Кн. иэд-во, 1989. - с.129-131.
22. Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми // Вопросы психологии. - 1989. - №3. - с.71-
23. Напье О. Неожиданно так близко вдвоем: боязнь доверительных отношений // Семья и школа. - 1996. - №5. - с.16-17.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студж. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - Кн.1. Общие основы психологии. - с.604-609.
25. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2003. - 440с.
26. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. Богословского и др. - 3-е мзд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - с.293-315.
27. Пейдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии/Пер с англ. . - М.: МИРТ, 1995. - 416с.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 656с.: ил. - (серия "Мастера психологии").
29. Узы брака, узы свободы/ Сост.Т. Разумовская. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 222с.
30. Франтишек Хорват. Любовь, материнство, будущее. - М.: Прогресс, 1982. - 95с.
31. Фромм Э. Искусство любви. - Минск: ТПЦ "Полифакт", 1990. - 80с.
32. Фромм Э. Человек для себя/Пер с англ. Л.А. Чернышевой; Иметь или быть/Пер с англ.Н.И. Войскунской и И.И. Каменкович. - Мн.: ИЗД.В.П. Ильин, 1997. - 416с.
33. Ширялин А. Когда любовь и брак совместимы // Наука и религия. - 1998. - №4. - с.54-55.
34. Юферова Т.И. Образы мужчины и женщины в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - с.84-90.
35. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1998.