ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Возможности использования информационных технологий в обучении детей с ТНР
1.2. Использование информационных технологий на уроках математики детей с ТНР (3 класс)
1.3. Визуализация учебного материала с помощью информационных технологий
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Мультимедийное сопровождение по решению текстовых задач
2.2. Методические рекомендации по использованию мультимедийного сопровождения на уроках математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир тесно связан с информационными технологиями. Понятие «информационные технологии» на сегодняшний день включает в себя различные гаджеты, которые уже используются в жизни людей и применяются во всех областях человеческой деятельности. Так сегодня мы можем наблюдать вторжение информационных технологий в начальное образование. С одной стороны, они способствует улучшению качества обучения, являются действенным способом повышения мотивации учащихся, с другой стороны помогают учителю усилить привлекательность подачи материала, разнообразить его.
С помощью информационных технологий раскрываются дидактические возможности, связанные с визуализацией материала. Стало возможным совершать зрительные путешествия, демонстрировать наглядно любые действия и явления, которые невозможно представить без использования информационных технологий.
Обучение математике детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает определенные трудности в связи с особенностями их развития. Особенно трудно детям дается тема, касающаяся решения текстовых задач. Как показывает статистика, данная тема представляет значительную трудность для учащихся. У большого процента детей младшего школьного возраста недостаточно сформировано умение решать текстовые задачи. В дальнейшем это сказывается на недостаточном развитии умений, требуемых для решения более сложных задач. Все это будит негативное отношение к математике в целом, следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы существенно повлияем на их интерес к предмету, а также на развитие памяти, мышления, речи и т.д. Для того чтобы добиться максимального эффекта от уроков, посвященных решению задач, учителю требуется найти оптимальное сочетание средств и методов обучения с использованием информационных технологий на уроке. Использование информационных технологий в свою очередь требует от учителя умения правильно применять данные технологии.
Объект исследования - обучение детей с тяжелыми нарушениями речи решению задач на уроках математики.
Предмет исследования – использование информационных технологий в процессе обучения решению основных текстовых арифметических задач учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель - выявить особенности использования информационных технологий в процессе обучения решению основных текстовых арифметических задач учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Возможности использования информационных технологий в обучении детей с ТНР
В течение достаточно длительного времени дети с ТНР не вступают в речевой контакт самостоятельно, у них есть несоответствие между всеми действиями и речью, таким детям трудно подчинить свои действия устным инструкциям. У детей с ТНР задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания и резким сужением объема повседневного словарного запаса [25, с. 68].
По данным И.Д. Фельдмана, клиническое разнообразие проявлений тяжелых нарушений речи позволило выделить три основные группы детей [24].
Первая группа характеризуется признаками тяжелых нарушений речи, которые не сочетаются с другими ярко выраженными нарушениями нейропсихической активности, а также отсутствием локальных поражений центральной нервной системы (неосложненная версия тяжелых нарушений речи).
Вторая группа характеризуется сочетанием расстройств речи с рядом неврологических и психопатологических синдромов (сложная версия тяжелых нарушений речи).
У детей третьей группы наблюдается специфическое недоразвитие речи (двигательная алалия), характеризующееся особым патологическим типом языкового поведения с неформальной добровольной речевой активностью. Таким образом, тяжелые нарушения речи можно наблюдать при ринолалии, дизартрии и оно всегда сопровождает алалию, детскую афазию [24].
Особую роль в обучении детей с ТНР играют информационные технологии.
Каждый учитель, идущий в ногу со временем, активно использует на своих уроках различные средства информационных технологий. Чтобы умело пользоваться данными технологиями следует знать, определение понятия информационных технологий, задачи и цели их использования и различные средства информационных технологий.
Обучение подразумевает передачу информации ученику. Д. Ш. Матрос [16] говорил, что информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации. Исходя из этого можно сделать вывод, что информационные технологии использовались всегда.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Мультимедийное сопровождение по решению текстовых задач
В работе c младшими школьниками использование мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) дает возможность моделировать разнообразные ситуации. Игровые элементы, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают овладение материалом. Использование компьютера в школе необходимо, так как оно содействует увеличению заинтересованности к обучению, и развивает ребенка всесторонне.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления младших школьников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
Использование компьютерных мультимедийных презентаций в ходе обучения ребенка имеет следующие плюсы:
• осуществление поли сенсорного восприятия использованного материала;
• возможность презентации разных объектов с поддержкой мультимедийного проектора и проекционного экрана в неоднократно увеличенном варианте;
• объединение аудио-, видео- и мультипликационных эффектов в целостную презентацию содействует компенсации объема данных, получаемых ребенком из учебной литературы;
• возможность презентации предметов наиболее общедоступных с целью восприятия сохранной сенсорной системе;
• активизация зрительных функций, глазомерных способностей детей;
• компьютерные презентационные слайды -кинофильмы практично применять с целью вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с младшими школьниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Информационные технологии (информационно-коммуникационные технологии) - это обобщающее понятие, которое описывает различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами информационных технологий являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Математика занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач. Обучение математике должно приводить учащихся к пониманию роли, которую математика играет в современной научной картине мира. Математические знания необходимы для изучения явлений природы, без них невозможно достижение успехов в развитии производства и науки. Знания о количественных отношениях и пространственные представления необходимы практически во всех сферах деятельности человека.
Целесообразно использовать мультимедийные презентации на уроках математики с детьми с ТНР, прежде всего, как средство визуализации. Мультимедийные технологии могут быть использованы в качестве пояснительного и иллюстративного метода обучения.
Можно выделить несколько условий использования информационных технологий на уроках решения текстовых задач:
1. Применять информационные технологии на уроке с учетом базовых принципов их эффективного использования (принцип педагогической целесообразности, т. е. применением информационных технологий должно быть только в том случае, если они позволяют достичь таких результатов, которые невозможны без них; принцип когнитивной сообразности, т. е. использовать информационные технологии опираясь на психологические особенности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; принцип дидактической значимости, т. е. использовать те средства информационных технологий, которые специально созданы или приспособлены для обучения; принцип методической эффективности, т. е. выбор оптимальных средств информационных технологий для реализации учебной задачи, а также рациональное сочетание разных средств информационных технологий и разной работы с ними).
1. Алиева, Л.В. Метод визуализации в обучении иностранным языкам / Л.В. Алиева // Современные тенденции развития образования, науки и технологий. – 2018. – С. 14–18.
2. Арешина, О. Н. Понятие информационных и коммуникационных технологий [электронный ресурс] / О. Н. Арешина. - URL.:http://www.metod- kopilka.ru/vystuplenie_pozitivnye_i_negativnya_primeneniya_informacionnyh т_tehnologiy_v-34197.htm.
3. Безека, С. В. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007 / С. В. Безека. – Владимир: НТ Пресс, 2008. – 850 с.
4. Бьюзен, Т. Карты памяти: используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн, 2007. – 192 с.
5. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
6. Вернигора, А.Н. Мультимедийные презентации как средство обучения / А.Н. Вернигора // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №25. – С. 706-709.
7. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К.Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
8. Гордейко, В.В. Проблема разработки и внедрения информационных технологий в специальном образовании / В.В. Гордейко // Спецыяльная адукацыя. — 2008. — № 1. — С. 32–35.
9. Губина, Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т. Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 34-37.
10. Драхлер, А. Б. К вопросу о презентациях / А. Б. Драхлер. // Сеть творческих учителей | Открытый класс [Электронный ресурс]. – 2017. Режим доступа: http://www.openclass.ru/dig_resources.
11. Комарова, В. А. Формирование умения решать задачи в начальной школе / В. А. Комарова // Начальная школа. - №1, 2007. - 130 с.
12. Кондратьева, С.Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ю. Кондратьева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 302-306.
13. Лихачева, М.Е. Визуализация как средство повышения эффективности учебного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному / М.Е. Лихачева // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. – Киров, 2017. – С. 53–72.
14. Лынская, М. И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми / М. И. Лынская // Логопед. – № 3. – C. 12–17.
15. Матрос, Д. Ш. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 197 с.
16. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова // Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.
17. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. А. Никольская. – М. : Академия, 2011. – 137 с.
18. Парамонова, Н. В. Применение информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / Н. В. Парамонова // Дэфекталогія. – № 1. – C. 3–13.
19. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
20. Слепухин, А. В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике [Текст]/ А. В. Слепухин // Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 159 с.
21. Сороко, Е.Н. Специальные методики школьного обучения и воспитания (Методика преподавания математики) / Е.Н. Сороко, В.В. Гордейко, Е.А. Шилович. – Минск, 2015. – 63 с.
22. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 4. Проектирование методов управления учебной деятельностью. Учебное пособие / Б. Е. Стариченко, Е. В. Коротаева, Л. В. Сардак, А. Н. Егорова // Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. – 141 с.
23. Титова, С.В. Развитие коммуникативной компетенции с помощью визуализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:titova.ffi.msu.ru/articles / Development-of-IC-by-me…of-Visualisation.doc.
24. Фельдман, И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций / И.Д. Фельдман // Химия в школе. – 2005. – № 7. – С. 36–37.
25. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
26. Фролова, Н. П. Использование интерактивной доски на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР младшего школьного возраста / Н. П. Фролова // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 5. – С. 39–50.
27. Югова, Л.Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики / Л.Б. Югова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-286. – Дата доступа: 14.04.2020.
28. Gilbert, J.K. Vizualization in Science Education / Gilbert, J.K, Springer, 2016. – 346 p.