ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1 Особенности социального портрета сельского населения
1.2 Специфика социальной работы в сельской местности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1 Организация и методика исследований
2.2 Использование технологий социальной работы в сельской местности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и специфика проблем социальной защиты сельского населения в современном мире в целом и в России в частности, обусловлена социально-территориальными, природными условиями и образом жизни, характером трудовой деятельности жителей поселений аграрных регионов планеты. Вместе с тем, специфическое воздействие на социальные проблемы сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества во второй половине XX – начале XXI вв., обусловивших особое сочетание глобального, национального, регионального и индивидуального. Мировое сообщество обоснованно сомневается в необходимости применения основ и технологий, критериев социального развития, в которых судьба аграрных регионов особенно сложна.
В настоящее время в современном обществе усиливаются процессы поляризации между бедностью и богатством. Поэтому необходимо анализировать различные модели социальной политики, способные уменьшить эту поляризацию. Но пока не удалось построить такую модель социальной политики, которая, с одной стороны, могла бы быть реализована на практике, а с другой – отвечала бы требованиям современных социальных наук. Такая модель, несомненно, должна основываться на гибкой стратегии, отвечающей требованиям устойчивости общества, с учетом и обобщением всего имеющегося ценного опыта, специфики конкретной ситуации и специфики конкретного региона, в частности, сельской местности.
Помимо общих положений концептуального подхода к решению проблем социальной защиты сельского населения, актуальной является также разработка конкретных механизмов, технологий и форм социальной помощи и поддержки отдельных категорий граждан в этих сферах.
Среди проблем, оказывающих влияние на жизнедеятельность сельского населения, можно назвать, прежде всего, разрушение естественной природной основы человеческого и социального бытия. Во-вторых, революция в информационно-коммуникационных технологиях, способствующая разрушению во второй половине ХХ века традиционных форм жизни сельского населения, повышению его миграционной мобильности и изменению социальных и моральных установок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1 Особенности социального портрета сельского населения
По данным Национального статистического комитета, около 74 процентов населения нашего государства проживает в городах, а 26 процентов населения – в сельской местности. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. В 13 городах проживает более 100 тыс. человек, в столице нашей страны Минске проживает около 1 млн. 800 тыс. человек [14].
Основным объектом социальной работы, как в городах, так и в сельской местности, является семья. На сегодняшний день в нашей стране накоплен богатый опыт предупреждения и решения семейных проблем посредством социальной работы по месту их непосредственного проживания. Однако существует и ряд проблем, одной из которых является серьезная разница в уровне социальной работы с семьей, как в городской, так и в сельской местности. Учитывая различия в проблемах городских и сельских семей, можно более эффективно применять технологии социальной работы с семьями, а также модернизировать их в соответствии с потребностями клиентов.
Проблемы семей на селе обусловлены неразвитостью инфраструктуры. Следовательно, можно выделить следующие факторы, которые оказывают влияние на качество и образ жизни семей на селе:
– социально-экономические факторы: отсутствие занятости, неспособность развивать индивидуальное предпринимательство, неразвитость инфраструктуры, низкая заработная плата, миграция;
– психолого-педагогические факторы: девиантные формы поведения родителей и детей (алкоголизм, наркомания, воровство). Низкий уровень педагогической культуры и психологической готовности родителей к решению социальных проблем. В результате семьи, проживающие в сельской местности, часто имеют низкий социальный статус в целом;
– культурно-досуговые факторы: отсутствие культурно-эстетических центров, театров, кинотеатров. Слабая организация культуры семейного досуга в сельской местности;
– демографический фактор: число семей, воспитывающих несколько детей, растет, но в целом в сельской местности наблюдается тенденция старения [20, с. 66].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1 Организация и методика исследования
Поскольку важной проблемой в сельской местности является алкоголизация населения, и, как следствие, появляются семьи, ведущие ассоциальный образ жизни, характеризующиеся девиантным поведением. Дети в таких семьях (часто многодетных) находятся в «группе риска». С целью выявления особенностей социальной работы на селе с несовершеннолетними, находящимися в «группе риска» было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования: дети и подростки, парожирвающие в сельской местности и находящиеся в «группе риска».
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми и подростками на селе, находящимися в «группе риска».
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 30 учеников 7-9 классов. Учащиеся были разделены на 2 группы: 1 группа: подростки, относящиеся к «группе риска», 2 группа – подростки из благополучных семей и не относящиеся к «группе риска».
1 группа:5 человек – 1-4 классы, 5 человек – 5-8 классы, 5 человек – 9-11 классы;
2 группа: 5 человек – 1-4 классы, 5 человек – 5-8 классы, 5 человек – 9-11 классы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
– Тест «Несуществующее животное»;
– «Методика цветового выбора» (М. Люшер).
1. Тест «Несуществующее животное»
Предмет диагностики: личность
Контингент испытуемых: дети и взрослые
Операциональный статус: рисунок
Сопряженные практические задачи: для знакомства с особенностями личности человека, и как элемент развивающей или корректирующей программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из этого исследования можно сделать следующие выводы.
1. Социальные работники в сельской местности работают с различными группами: детьми, семьями, престарелыми и инвалидами. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и районных учреждениях и сталкиваются со многими сложными проблемами. Специализированные службы, распространенные в городской местности, как правило, отсутствуют. Социальный работник должен иметь опыт в оценке проблем и оказании услуг, быть ориентированным на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или общественная организация, практические зоны, общественная благотворительность.
В социальной работе, как в городской, так и в сельской местности, основным объектом является семья. Социальная работа на селе должна быть направлена на решение многочисленных проблем, которые семья не в состоянии решить самостоятельно. Необходимо укреплять социальное благосостояние семьи через развитие комплексной системы информационного, социально-психологического и педагогического сопровождения деятельности социальных учреждений на селе.
Проблемы семей на селе обусловлены неразвитостью инфраструктуры. Возможности семей на селе получить доступ к социальным услугам также уменьшились в связи с пространственной и территориальной отдаленностью многих социальных служб, когда потенциальные клиенты не могут до них добраться из-за малого возраста детей, состояния здоровья, отсутствия транспортного сообщения, внедорожных и погодных условий и др. По этим же причинам специалисты по социальной работе, работающие в социальных службах районных центров, также не имеют возможности связаться с семьями, проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах. Следовательно, можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и образ жизни семей, проживающих в сельской местности: социально-экономические факторы, психолого-педагогические факторы, культурно-досуговые факторы, демографический фактор.
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by.
2. Антипова, А.А. Социальная защищенность сельской семьи в аспекте программно-целевых установок социальной политики современной России / А.А. Антипова // Вестник Мордовского госуниверситета. – 2010. – №2. – С. 167-171.
3. Балтуева, С.В. Социальная работа с неполными семьями в сельской местности / С.В. Балтуева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 23. – С. 29-32.
4. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
5. Бедулина, Г.Ф. Современные технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2015/fenomen/c14.html.
6. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-.gorodgomel.by.
7. Бочаров В. Ю. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / В. Ю. Бочаров. – М. : Дашков и К, 2008. – 429 с.
8. Гусак, А.А. Социально-педагогические проблемы коррекции формирования личности ребенка в семье родителей-алкоголиков / А.А. Гусак // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 10. – С. 26–30.
9. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
10. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А.С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
11. Завражнов, В.В Социально-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми в условиях сельской местности / В.В. Завражнов, Г.М. Зинина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 29-31.
12. Лебедева, Л.С. Социальная работа с людьми старшего возраста в условиях сельской местности / Л.С. Лебедева // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности : сборник материалов IV международной научно-практической конференции ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2012. – С. 121-124.
13. Мицкевич, Ж.И. Система социальной профилактики насилия в семье / Ж.И. Мицкевич // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ; редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель. –Минск : БГПУ, 2008. – С. 114-116.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
15. Николаевский, В.В. Социальная защита населения: теория и практика / В.В. Николаевский // Социология. – 2009. – № 3. – С.19-21.
15. Сайганов, А.С. Состояние и перспективы социально-экономического развития сельских территорий в Республике Беларусь / А.С. Сайганов // Вестник ОрелГАУ. – 2011. – №5. – С. 49-51.
17. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П.Украинец, С.В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 286 с.
18. Тамбиев, Р.С. Особенности социальной работы с многодетной семьей в сельской местности / Р.С. Тамбиев // Science Time. – 2015. – № 12. – (24). – С. 767-770.
19. Терехова, О.Е. Инновационные формы и методы социальной работы с сельскими семьями / О.Е. Терехова // Работник социальной службы. – 2008. – №3. – С. 94-100.
20. Топчий, Л.В. Концептуально-программный подход к оценке эффективности предоставления социальных услуг молодой семье / Д.В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 3. – С. 32-38.
21. Фертикова, Д.О. Методические рекомендации для совершенствования социальной работы в сельской местности / Д.О. Фертикова // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/12/7445
22. Филинова, Н.В. Сельская семья: трудности и проблемы / Н.В. Филинова // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 1. – С. 55-59.
23. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика : учебное пособие / отв. ред д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
24. Шейко, Т.В. Социальная защита населения в сельской местности / Т.В. Шейко // Социальная работа. – 2008. – № 4. – С. 27.
25. Шимановская, Я.В. Особенности применения технологий социальной работы в условиях сельской местности / А.В. Шимановская // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования : сборник научных статей преподавателей факультета социальной работы. – М., 2016. – С. 66-73.