ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
1.1 Выявление сущности и психологического содержания феномена отчуждения
1.1.1 Определение термина «социальное отчуждение» и его характеристика
1.1.2 Исследование социального отчуждения в работах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Специфика феномена отчуждения в юношеском возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1 Организация и методики исследования социального отчуждения студентов
2.2 Исследование субъективного отчуждения учебного труда
2.3 Исследование уровня субъективного ощущения одиночества
2.4 Исследование субъективного отчуждения учебного труда
2.5 Исследование социально-психологической адаптации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Несмотря на постоянный интерес философии, психологии, социологии и других гуманитарных наук, проблема отчуждения человека остается нерешенной. Пока нет исчерпывающих ответов на вопросы о роли отчуждения в различных сферах жизни, о том, имеет ли отчуждение положительные стороны, какие критерии и психологические механизмы отчуждения и т.д.
Проблема отчуждения стала центром научной дискуссии почти во всех научных школах. З. Фрейд рассматривал состояние отчуждения как дисбаланс между «Я» и «Идеальным Я». К. Хорни, за которой следуют Э. Шахтель и Д. Рубинс, приводит основную причину самоотчуждения от чрезмерной идеализации человека, который обладает определенными характеристиками и не соответствует ему, что приводит к ряду негативных переживаний может привести к потери жизненной энергии.
На данный момент существует беспокойство о растущем отчуждении нового поколения, которое проявляется в конфликтах, агрессии, снижении интереса к обучению, увеличении противоправных деяний. Серьезной трансформации подвергаются и культурные потребности молодежи, происходит их прагматизация и возрастают эгоистичные тенденции личности. В таких условиях феномен отчуждения становится серьезной психологической проблемой, он создает серьезные трудности для самореализации молодых людей, страдает их личностное здоровье, затрудняется процесс оптимального профессионального и личностного развития.
Цель исследования: изучить психологические особенности социального отчуждения в юношеском возрасте.
Объект исследования: особенности социального отчуждения в образовательной среде.
Предмет исследования: психологические особенности социального отчуждения в юношеском возрасте.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
1.1 Выявление сущности и психологического содержания феномена отчуждения
1.1.1 Определение термина «социальное отчуждение» и его характеристика
Отчуждение (в социальной психологии) - это проявление отношения субъекта с миром, в котором продукты его деятельности, его самого, а также других людей и социальных групп, несущих в себе определенные нормы, убеждения и ценности, признаются в качестве противоположностей (от несходства до враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувство изоляции, одиночества, отторжения, потери себя.
В истории понимания феномена социального отчуждения выделяются психологические и социологические мнения. Сторонники первого взгляда считают, что социальное отчуждение - это вечное и неизменное явление, неизбежное зло, вытекающее из социально-психологической природы человека. Экспроприация второго взгляда как временное социальное явление, которое коренится в природе общественных отношений. Впервые Гегель рассматривал процесс духовного отчуждения (как цель) в своей концепции «абсолютного разума». Он определил отчуждение и объективность и считал, что дух мира отчужден (объективен) в природе и обществе. Вопрос о фактической отмене отчуждения для него не возник.
Социологическое истолкование отчуждения впервые было дано Карлом Марксом в «Экономическо-философских рукописях», где он получил его из результатов труда, распределения частной собственности и эксплуатации. Он выделил следующие типы отчуждения: из условий труда, из инструментов (средств производства), из продуктов труда, из общей природы человека, человека от человека, человека от общества, человека от природы, от самоотчуждения (отчуждение человека от самого себя). При производстве капитализма отчуждение в мире труда определяет все другие формы отчуждения тела (политика, право, религия, наука, искусство и т.д.).
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1 Организация и методики исследования социального отчуждения студентов
С целью исследования социального отчуждения в образовательной среде было проведено экспериментальное исследование.
Объектом исследования выступили студенты.
Предмет исследования: социальное отчуждение в образовательной среде.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 45 человек.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
Опросник аффилиации А. Мехрабиана (Приложение А.1).
Цель: предназначен для выявления потребности испытуемого в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Имеет 2 шкалы: стремление к людям и боязнь быть отвергнутым [17].
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) (Приложение А.2).
Цель: методика предназначена для определения уровня ощущения одиночества по мнению испытуемого [14].
Тест-опросник «Субъективное отчуждение учебного труда» В.Н. Косырев (Приложение А.3).
Цель: предназначен для диагностики отчуждения студентов от учебной деятельности. Анкета имеет 48 пунктов и 9 шкал, на основе которых можно определить общую степень отчуждения, отчуждение в определенных сферах деятельности (обучение, университетская жизнь, межличностные отношения, самоотношение), а также формы отчуждения (степени): вегетативность, бессилие, нигилизм, авантюризм [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отчуждение - это проявление отношения субъекта с миром, в котором продукты его деятельности, его самого, а также других людей и социальных групп, несущих определенные нормы, убеждения и ценности, признаются в качестве противоположностей (от несходства до враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувство изоляции, одиночества, отторжения, потери себя.
Отчуждение в подростковом возрасте является выражением отношений между молодым человеком и миром, в котором находятся продукты его деятельности (образование, работа, отдых), его самого, его внутреннего мира и других людей и социальных групп (друзей, коллег, учителей). Которые являются носителями общепринятых норм, установок и ценностей. Они признают их в качестве противоположных, что выражается в опыте субъекта и проявляется в противоположном поведении близости, идентичности, человечности (изоляция, одиночество, неприятие).
Были выявлены внешние и внутренние причины, влияющие на возникновение отчуждения среди учащихся в сфере образования. Внешние причины можно разделить на четыре группы: экономические, социальные, качественные факторы образования и семейное образование. Внутренними причинами являются: социальная мораль, психофизиология, особенности интеллектуального развития студентов. Развитие интеллектуальной сферы студента напрямую связано с образовательной деятельностью.
Для изучения уровня социального отчуждения среди студентов высших учебных заведений было проведено 4 методики.
1. Алмазов Б. Н. Психология социального отчуждения / Б. Н. Алмазов 2019
2. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 15-23.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
4. Вестник Тамбовского университета. Номер: 11 (103), 2011 – С: 222-228
5. Зиновьева Д. М. Психология отчуждения / Д. М. Зиновьева. – М., 2005
6. Кудрявцева Е. В. Критерии отчуждения в юношеском возрасте // Вестник ТГУ, вып. 11 (91), 2010 С. 150-158
7. Кудрявцева Е. В. Психологические особенности студентов с разными отчуждения // Вестник ТГУ, выпуск 5 (97), 2011 С. 172-176
8. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности// Психологический журнал. 2000. -Том 1. - № 1. - С. 15-25.
9. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 227
10. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.
11. Пантелеева О. Д. Психологический анализ проблемы отчуждения в сфере учебного труда // Вестник ТГУ, выпуск 4 (120), 2013 С. 219-223
12. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. N 3.
13. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
14. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты – С. 77-78, 457-465
15. Рубинштейн C.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса //Рубинштейн C.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-С. 220-235.
16. Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии. (О сознании и деятельности человека) // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 135-158.
17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Майнулов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп – С. 70-72
18. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "я" // Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991 -Т. 1.- С.-71-138.
19. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: ООО "Попурри", 1998
20. Фромм Э. Современное положение человека// Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
21. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2000.
22. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Универс", 1993.
23. Шихирев В.П. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000.
24. Rubins J.L. On early development of the self 1st role in neurosis. In Rubins J.L. Developments in Horney psychoanalysis. N.Y. Huntington, 1972
25. Schahtel E.G. On alienated concepts of identity // In: E. & M. Josephson. Man alone: Alienation in modern socity. N.Y. Dell Publishing, 1969.-P. 73-83.