ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущностные характеристики понятия «досуг людей пожилого
1.2 Характеристика досуговой деятельности людей пожилого возраста
1.3 Условия реализации развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1 Социальная работа в области организации досуга людей пожилого возраста
2.2 Организационно-правовые основы культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста
2.3 Разработка буклетов по организации досуговой деятельности людей пожилого возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменением ценностей, образа жизни и общения, трудностями социально-психологической адаптации к новым условиям, требует разработки специальных подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Проблема культурно-досуговой деятельности пожилых людей является достаточно актуальной проблемой в настоящее время, поскольку пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества.
Многие пенсионеры считают, что близкие родственники должны принимать участие в их решении, не обращая внимания на собственную занятость на работе и наличие личных дел. Такое отношение приводит к обиде, которая усиливает депрессию и обостряет хронические заболевания. Но, в то же время, постпенсионный период можно посвятить самообразованию, творчеству, увлечениям. Наличие большого количества свободного времени позволяет выбрать любой вид времяпрепровождения: изучать иностранный язык (можно вместе с внуками), путешествовать, ходить на любые курсы, получать навыки в том или ином виде искусства.
В своих исследованиях мы опирались на работы таких исследователей, как А. В. Бодрин, А. В. Дмитриев, М. Р. Минигалиева, Г. Ф. Нестерова,
М. А. Попков, М. А. Чеснокова, Е. В. Щанин и др.
Цель исследования: изучить специфику реализации развивающего потенциала досуга пожилых людей.
Задача исследования:
1. Раскрыть понятие досуга для пожилых людей.
2. Охарактеризовать досуговую деятельность пожилых людей
3. Рассмотрим условия реализации развивающего потенциала досуга для пожилых людей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущностные характеристики понятия «досуг людей пожилого
возраста»
Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости [1, с. 95].
Досуг – это деятельность, которая дает человеку ощущение удовольствия, восторга и радости. Люди проводят свой досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, поделиться своими интересами с друзьями и семьей, установить социальные контакты и получить возможность проявить себя или проявить творческий подход.
Досуг – это не просто свободное время, а время, наполненное различными видами деятельности: играми, философскими размышлениями, общением и т. д. Рекреация предполагает реализацию одной из фундаментальных потребностей человека-расслабиться, расслабиться, переключить внимание с одного объекта на другой. Потребность в отдыхе обусловлена прежде всего биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также различными психологическими и социальными нагрузками.
Ю. А. Стрельцов [15] выделяет следующие социокультурные функции досуговой деятельности: рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, так и расслабление, направленное главным образом на снятие умственной усталости; развлечение, понимаемое как особый вид досуговой деятельности, призванный дать человеку возможность весело провести время, достойно провести время, взбодриться, снять накопившееся психическое напряжение, получить необходимую эмоциональную подпитку; возможность саморазвития: в сфере досуга человек не только отдыхает и развлекается, но и культурно совершенствуется.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1 Социальная работа в области организации досуга людей пожилого возраста
Многие люди, достигшие преклонного возраста, нуждаются в общении, в реализации своих нерастраченных творческих возможностей. Необходимо использовать активные формы социальной адаптации пожилых людей. Пути здесь могут быть самыми разными.
Первый путь – это обучение пожилых людей новым профессиям. Одним из наиболее распространенных занятий пожилых людей является работа на приусадебных участках. В то же время они иногда проявляют чудеса творчества и изобретательности [1, с. 76].
Второй путь – это вовлечение пожилых людей в общественную работу. В советское время эта работа велась через партийные организации по месту жительства и советы ветеранов. Люди пенсионного возраста навещали своих друзей дома, брали шефство над трудными подростками и неблагополучными семьями, следили за порядком и чистотой во дворах и подъездах, проводили добровольные кружки для детей в красных уголках и в школах. В настоящее время через Советы ветеранов пожилые люди ведут работу по защите прав и привилегий ветеранов, заботятся о пожилых одиноких людях, нуждающихся в помощи.
Третий путь социальной адаптации пожилых людей через активные формы – это включение их в культурно-досуговую деятельность. Создание условий для такой деятельности – задача библиотек и клубных учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, досуг играет особенно важную роль в жизни пожилых людей. Жизнь человека не является полной, если он не реализует свое право на отдых, на предпочитаемые формы свободного времени. При организации их досуговой деятельности приоритет принадлежит разработке технологий, связанных с вовлечением данной категории людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества, которые оказывают благотворное воздействие, расширяют возможности для самоутверждения, самореализации и социальной адаптации.
Направления культурно-досуговой деятельности пожилых людей могут быть самыми разнообразными. Особой популярностью и спросом пользуются эстетические, коммуникативные, интеллектуально-творческие, историко-просветительские, патриотические, спортивно-оздоровительные, информационно-просветительские, поисковые и коллективные.
При правильном определении и выборе содержания и методов культурно-досуговой деятельности пожилые люди могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, а также активными помощниками специалистов учреждений культуры.
Исходя из накопленного опыта, можно сделать вывод, что эффективность досуговой деятельности как единой системы социально-культурной деятельности пожилых людей во многом определяется следующими факторами:
– финансово-материальная база: размер собственной пенсии, бюджетное финансирование (в том числе на социально-культурные мероприятия), спонсорские и благотворительные инвестиции (в том числе гуманитарная помощь), частичная хозяйственная деятельность отдельных учреждений.
1. Альперович, В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет : учебное пособие / В.Д.Альперович. – М. : Приор, 2008. – С. 94–99.
2. Белянский, Р. Г. Потенциал социально-культурной анимации и рекреации в организации досуга населения / Р. Г. Белянский // Гуманитарные науки. – 2011. – №7. – С. 126 – 129.
3. Бодрин, А. В. Особенности досуговой деятельности пожилых людей / А. В. Бодрин, Л. А. Таболько // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 739 –741.
4. Возьмитель, А. А. Образ жизни : теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель // Социологические исследования. – 2009. – №8. – С. 59 – 63.
5. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев. – СПб. : Питер, 2004. – 430 с.
6. Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 427-З О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания. – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_sotsial_nom_obsluzhivanii.htm.
7. Зайнышева, И. Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
8. Котельников, Г. П. Популярная энциклопедия пожилого человека / Г. П. Котельников, О. Г. Яковлев. – Самара : Парус, 2005. – 480 с.
9. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2016-2020 годы. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Gosudarstvennaja-programma-na-2016-2020.pdf
10. Краснова, О. В. Социальная психология старения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2012. –166 с.
11. Литвинова, Е. В. Актуальные проблемы развития сферы досуговых услуг в России / Е. В. Литвинова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2015. – № 4. – С. 36 – 40.
12. Минигалиева, М. Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей / М. Р. Минигалиева // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – №3. – С. 15 – 19.
13. Нестерова, Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами : учебник / Г.Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – М. : Академия, 2009. – 288 с.
14. Плеханова, О. Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей / О. Е. Плеханова // Культура. Культурология. – 2012. – №1. – С. 25 – 29.
15. Попкова, М. А. Проблемы досуга пожилых людей / М. А. Попкова, Е. В. Грицаенко // Социосфера. – 2013. – №51. – С. 92 – 99.
16. Специфика работы с людьми пожилого возраста в учреждениях культуры и досуга клубного типа / сост. Т.В. Григорян. – Гродно : ГУК «Гродненский областной методический центр народного творчества», 2019. – 20 с.
17. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учебное пособие для вузов / под ред. Ю. А. Стрельцова. – М. : МГУКИ, 2013. – 220 с.
18. Сухова, Л. С. Организация досуга и свободного времени пожилых людей. Проблемы старости : духовные, медицинские и социальные аспекты / Л. С. Сухова. – М. : Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003. – 256 с.
19. Творческая и прикладная деятельность : учебно-методическое пособие для преподавателей. – Екатеринбург : ИД Ажур, 2011. – 87 с.
20. Усков, М. П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / М. П. Усков // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – №3. – С. 45 – 52.
21. Фирсова, Н. Г. Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию / Н. Г. Фирсова // Концепт. – 2013. – №1. – С. 2 – 8.
22. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми : учебное пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и Ко, 2003. – 295 с.
23. Чеснокова, М. А. Арт-технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста / М. А. Чеснокова // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – №1. – С. 20–27.
24. Щанина, Е. В. Организация досуга пожилых людей / Е. В. Щанина // Общественные науки. – 2013. – №4. – С. 149 – 155.