ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие «педагогическая технология» и её структура. Классификация педагогических технологий
1.2 Инновационные методики и технологии в дошкольном образовании
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Изучение мнения педагогов о применении в учебном процессе современных методик и педагогических технологий
2.2 Рекомендации по организации методической работы с использованием современных методик и педагогических технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы страны и имеет большое социально-экономическое значение, которое обуславливается необходимостью организованной, комплексной реализации программы развития детей дошкольного возраста, а также предоставления их родителям возможности участия в трудовой деятельности. Поэтому развитие данной сферы является приоритетным направлением государственной политики.
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одном из самых значительных.
Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития.
Освоение инновационных технологий организации методической работы в дошкольной образовательной организации становится ключевой проблемой. Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требует переориентации педагогов дошкольной образовательной организации с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей, которая основана на адекватных возрасту формах образовательной работы – экспериментирование, проектирование, введение проблемной ситуации и др.
Инновационные технологии организации методической работы в дошкольной образовательной организации являются достаточно эффективными.
Анализ литературы показал, что становление и начальное развитие технологии как педагогической категории в нашей стране связано с трудами ученых В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. М. Монахова и др. В разработку определения этого понятия внесли вклад представители отечественной науки: Н. В. Бордовская, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко, Т. А. Степченко, Н. В. Фомина и др.
Цель исследования – описать современные методики и технологии организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие «педагогическая технология» и её структура. Классификация педагогических технологий
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. набор (комбинация) любых компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приемы, действия, операции;
4. гарантия результата [4, с. 59-64].
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940–50-х годов и было связано с использованием технических средств и программных инструкций в педагогическом процессе.
В современной образовательной практике используется термин «педагогическая технология», по мнению Г.К. Селевко [20], используется в трех ракурсах:
1) общепедагогический (общеобразовательный) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в образовательном учреждении и отождествляется с понятием педагогической системы; это совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частный методологический (предметный) подход: определение используется в значении определенного метода, это сочетание методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания, а также описание деятельности воспитателя;
3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей образовательного процесса, предполагает решение частных образовательных задач.
Педагогическая технология отвечает на вопрос "как учить?", и это более узкое понятие, чем методика, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью дидактики [8].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Изучение мнения педагогов о применении в учебном процессе современных методик и педагогических технологий
С целью изучения мнения педагогов о применении в учебном процессе современных педагогических технологий мы провели анкетирование преподавателей Мозырского государственного университета имени И.П. Шамякина.
Анкета представлена ниже.
Просим Вас принять участие в нашем опросе.
1. Что такое педагогическое технология?
2. На что направлена организационно-деятельностная сторона технологий?
3. Применяете ли Вы современные технологии обучения в своей профессиональной деятельности?
4. Какие современные технологии Вы употребляете в своей практической деятельности? (здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); игровые технологии; проблемно-диалогическую технологию; технологию продуктивного чтения; технологию проектного обучения; технологию проблемного обучения; технологию обучения в сотрудничестве (групповая работа); технологии развивающего обучения; технологию полного усвоения знаний; технологию развития критического мышления учащихся; технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) и пр.).
5. Каковы, по Вашему мнению, результаты применения технологий обучения?
Преобладающее большинство опрашиваемых (80 %) понимают, что технологии связаны с процессуальной стороной обучения и определяют технологию как методы, способы, формы, средства и приемы обучения; модель педагогической деятельности в учебном процессе; алгоритм действий; модель совместной деятельности педагога и учащихся; описание процесса; мастерство педагога. 20 % преподавателей не смогли сформулировать свою точку зрения. В то же время необходимо отметить, что 30 % преподавателей понимают, что организационно-деятельностная сторона технологий направлена на достижение результата и 17,5% - на реализацию цели на занятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир диктует использование в образовании новых педагогических технологий. Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств. В настоящее время ее рассматривают как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым компонентом современного занятия. На современных занятиях активно применяются такие новые технологии, как технология развития критического мышления, технология встречных усилий, широко применяются на занятиях возможности интернета.
Внедрение инновационных технологий имеет свои особенности:
1. Основная цель – создать учреждение образования как центр социокультурной и профессиональной педагогической поддержки развития личности воспитанника;
2. Учитывая потенциал профессорско-преподавательского состава, подготовленность и учебно-материальную базу воспитанников, необходимо сформулировать систему управления внедрением инновационных технологий. Для этого необходимо:
- определить функции, которые должна реализовать система;
- выбрать методы и средства реализации этих функций; выбрать функции управления внедрения инновационных технологий, а также их взаимодействия;
- выявить логическую структуру управленческих действий;
- распределить полномочия и ответственность лиц за выполнение этих действий.
3. Должна быть обеспечена согласованность действий органов управления различных уровней, определено их место и назначение в целостной системе управления внедрения инновационных технологий.
4. Необходимо обеспечивать оптимальное функционирование учреждения образования: обеспечение учреждения образования кадрами, создание оптимальных условий по повышению их квалификации, обеспечение воспитанников необходимыми учебно-наглядными пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, создание благоприятных условий жизни.
С целью изучения мнения педагогов о применении в учебном процессе современных педагогических технологий мы провели анкетирование преподавателей Мозырского государственного университета имени И.П. Шамякина.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2012. – 448 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2005. – 500 с.
3. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно–методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – СПб. : ООО Издательство Детство – пресс, 2014. – 229 с.
4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
6. Быкова, И А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 112 с.
7. Василевская, Е. В. Тенденции сетевого развития методических служб в условиях изменяющегося образования / Е. В. Василевская // Методист - 2013. - № 9 - С. 11-15
8. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
9. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М. : Сентябрь, 1996. – 112 с.
10. Гульчевская, В. Г. Современные педагогические технологии / В.Г.Гульчевская. – М. : Академия, 2015. – 236 с.
11. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога / В. Гуров // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 2. - С. 56-62
12. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1972. – 183 с.
13. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др. ]. — Балашов, 2004. — 64 с.
14. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – С. 4.
15. Мамадалиев, К. Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый / К.Р. Мамадалиев. – 2012. – №11. – 612 с. – С. 450-452.
16. Михайленко, Н Д. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 5–6.
17. Педагогические основы современного образования. / Под ред. В. Г. Гульчевской. - Ростов н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2013. – 278 с.
18. Педагогические системы и технологии: : лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие для студ. вузов / И.И. Цыркун [и др.]; Белорусский гос. пед. ун-т им. М.Танка; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010. - 224 с.
19. Пласкина, М. В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике / М. В. Пласкина // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2014. – С. 9-11.
20. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
21. Соловова, Н. А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н. А.Соловова, Н. В. Кузьминова // Воспитатель ДОУ. 2013. № 8. – С. 40-46
22. Талалаева, Н. В. "Интересно учиться, интересно учить!" / Н.В. Талалаева // Начальная школа плюс до и после.- 2011. - № 12. - C.12-28
23. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
24. Ягяджик, С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики / С.С. Ягяджик // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 548-551.