ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ-ОБРАМЛЕНИЮ
1.1 Сочинение- обрамление как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников
1.2 Психологические основы работы над сочинением- обрамлением
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОБРАМЛЕНИЕМ
2.1 Смешинка как основа работы над сочинением- обрамлением
2.2 Особенности работы над сочинением- обрамлением
2.3 Итоги работы над сочинением – обрамлением
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи школьников – одна из основных задач учителей начальной школы. И от ее успешной реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания данной категории детей. Именно развитие речи является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности педагогов начальной школы, т.к. именно оно закладывает основу формирования личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Сочинение в школе занимает особое место. На протяжении всей учебы в школе дети пишут сочинения, но практика показывает, что этот вид работы часто вызывает у них трудности, а иногда и негативное отношение к сочинениям, которое заключается не столько в нежелании выражать свои мысли и чувства, сколько в отсутствии самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы.
Сочинение занимает важное место в системе развития речи младших школьников и является высшей формой проявления творческих способностей каждого ребенка. Данный вид работы позволяет учителю определить уровень развития речи ребенка, как устной, так и письменной. Так как эти два понятия между собой взаимосвязаны, мы можем прийти к выводу о том, что есть необходимость развивать эти два направления в комплексе, неотделимо друг от друга.
Но для ученика, особенно на начальном этапе обучения, написание сочинений представляет определенные сложности, так как ребенок пытается создать свой оригинальный текст. Следовательно, сочинение перерастает в серьезную спланированную умственную работу, которая имеет не только воспитательное значение, но и служит выражением, формированием личности учащегося.
Первые произведения детей должны основываться на личных впечатлениях об окружающем мире, наблюдениях за окружающим миром, мыслях, чувствах, интересах юных авторов. Это, прежде всего, рассказы о своей родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, любимых игрушках и близких людях.
Большинство детских работ страдают от монотонности языковых средств, невыразительности языка, отсутствия эмоциональной окраски, плохого словарного запаса. Дети легко и свободно выражают свои чувства в устной речи. Но письменная речь требует от них соблюдения определенных правил, которые иногда затушевывают творческий порыв ребенка. По этой причине возникает необходимость формирования новых форм работы, которые в большей степени способствуют активизации устной, в большей степени – письменной речи младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ-ОБРАМЛЕНИЮ
1.1 Сочинение- обрамление как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников
Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия ребенком речи взрослого, его собственной речевой активности и элементарного осознания феномена языка и речи. Научить ребенка свободно, последовательно и интересно выражать свои мысли – это одна из важнейших задач, которую должен решать педагог.
Большая помощь в подготовке к разворачивающимся композициям поможет в работе над сочинением-обрамлением, для которого используется готовый небольшой диалог. Это облегчает работу учащихся, дает им уверенность в успехе, вызывает творческий интерес [2, с.124].
Диалоги могут состоять из двух и более реплик. Это могут быть также смеси различного содержания, литературные диалоги, отрывки из драматических и прозаических произведений.
Диалоговая речь характеризуется непроизвольной, реакционной способностью. Очень важно отметить, что для диалога характерны шаблоны и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, привычные, часто используемые и как бы привязанные к определенным бытовым ситуациям и темам разговора.
Задача учителя – внедрить в систему обучения на уроке систему упражнений и заданий, направленных на развитие диалоговой речи учащихся. Важно не только научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, но и помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире [3, с.55].
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает учащемуся не только овладеть диалогическим образом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдения, памяти, умение анализировать деятельность партнера, воображение). В таких уроках усваивается содержание учебного материала как в результате запоминания, так и в результате общения, в ходе которого рассматриваются личные смыслы и глубины собственного сознания [4, с.85]
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОБРАМЛЕНИЕМ
2.1 Смешинка как основа работы над сочинением- обрамлением
Работа над сочинением начинается в 1 классе. В период первого класса сочинения в основном представляют собой устные рассказы, описания и беседы; письменная форма – это запись отдельных слов, взятых из этих рассказов, описаний и бесед, а также запись небольших предложений и фрагментов текста [17, с.127].
Во 2-м классе дети придумывают устные рассказы, небольшого размера, простые по содержанию. В основном ведется коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде небольших эскизов, сообщений о себе, о своих чувствах.
Для того чтобы учащиеся овладели необходимыми навыками написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе возрастания сложности:
1) внесение предложений, объединенных темой;
2) восстановление деформированного текста;
3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;
4) составление предложений по сюжетным картинкам;
5) устные истории прочитанного.
В 3 классе ученики учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общими темами на протяжении всего класса непосредственно перед рассказом или написанием сочинения все меньше и меньше подготовительной работы.
Сочинения третьеклассников – это небольшие рассказы, которые вводят элементы описания. Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают способность последовательно, последовательно говорить, учиться использовать план, правильно строить предложения, точно использовать слова в своей речи, учиться систематизировать, обобщать свои наблюдения, размышлять о своем жизненном опыте. Поэтому устные эссе рассматриваются как подготовительные упражнения. Для устного повествования целесообразно использовать сюжетные картинки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что, используя сочинение – обрамление на уроках, учитель сможет определить уровень мыслительной активности учеников, их словарный запас и орфографическую готовность. Работа над ним воспитывает вдумчивого, грамотного младшего школьника, развивает чувствительность к языку, художественный вкус, образное мышление, творческую фантазию. Она возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, учит детей понимать, оценивать и систематизировать увиденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдение, учит находить причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, делать выводы и, таким образом, является хорошей подготовкой к другим видам работ.
Написанию сочинения предшествует длительная психологическая и эмоциональная подготовка, которая способствует повышению уровня развития познавательных особенностей детей младшего школьного возраста и как следствие, формирование навыков устной и письменной речи посредством написания сочинения- обрамления.
С целью определения методики обучения детей младшего школьного возраста сочинениям-обрамлениям, нами был проведен качественный анализ литературных источников, в рамках которых мы определили, что смешинка представляет собой своеобразное средство заинтересованности детей младшего школьного возраста в процессе определения тематики и особенностей формирования сочинения- обрамления.
Нами было сформулировано занятие для 3 класса, в рамках которого проводилось ознакомление детей с особенностями сочинения- обрамления. Нами были сформулированы цели и задачи урока, выделены основные направления и особенности проведения занятия.
По итогам проведенного урока, мы можем сделать вывод о том, что разработанное методическое приложение, эффективно в силу его методической оснащенности и общим уровне вовлеченности детей в процесс написания сочинений. Также мы можем сделать вывод о том, что в рамках проведенного урока используются такие приемы как формирование соответствия устной и письменной речи в развитии детей младшего школьного возраста, а также формирование общего представления детей о том, что такое сочинение- обрамление.
1. Балашатова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению // Исходная школа. – 2016. – №2. – С. 20.
2. Васильенко, Р.А., Сугорова Г.Ф. Сюжетные картинки по становлению речи.1 класс. / Г.Ф. Сугорова. – М.: Академия, 2014. – 212 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и созидание в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 512 с.
4. Дубравина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубравина, Е.Е. Дарилова, А.М. Прихожан – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 464 с.
5. Козарева, Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Начальная школа. – 2011. - №12. - С.12.
6. Крутепский, В.А. Психология. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Крутепский. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.
7. Лыков, М.Р. Методология становления речи младших школьников: Пособие для педагога. - 2-е изд., перераб. / М.Р. Лыков. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
8. Лыков, М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Психология.: учебное пособие для педагогических университетов. / Т.Г. Рамзаева. – М.: Просвещение, 2007. – 468 с.
9. Неминов, Р.С. Психология / Р.С. Неминов. – М.: Просвещение, 2010. – 301 с.
10. Никотина, Л.А. Занятие и речи в 3 классе: / Л.А. Никотина. – Барнаул, 2000. – С.38.
11. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 2014. – 603 с.
12. Потугаева, Л.В. Обучение сочинению в I-III классах. // Исходная школа. – 2018. – №2. – С.36
13. Рамдзаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного становления младших школьников. / Т.Г. Рамдзаева. – СПб.: Спец. лит., 2017. – 326 с.
14. Рывникова, М.А. Наброски по методике литературного чтения. / М.А. Рывникова. – М.: Просвещение, 2005. – 237 с.
15. Сальгикова, Т.П. Методология преподавания грамматики, правописания и становления речи. /Составитель Т.П. Сальгикова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.
16. Самаева, Е.А. Создание речевых обстановок на этапе подготовки к написанию сочинения. // Начальная школа. – 2002. – №10. – С.51
17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Ростов.: Феникс, 2001. - 672 с.
18. Суббовина, Л.Ю. Становление воображения детей. Знаменитое пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Суббовина. – Ярославль: Академия становления, 2016 – 240 с.
19. Ушибский, К.Д. О изначальном преподавании русского языка. // Родное слово: кн. для детей и родителей. – Новосибирск: Дет. лит., 2014. – 218 с.
20. Черномоова, Н.С. Сочинение в исходных классах. Пособие для педагога. / Н.С. Черномоова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.