2 Речевой портрет как отражение социолингвистических характеристик языковой личности
4 Социальная сеть как интернет-платформа для проявления языковой личности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2 Речевой портрет как отражение социолингвистических характеристик языковой личности
Одним из аспектов анализа языковой личности является ее язык, а именно индивидуальный язык человека, который содержит определенный набор слов, фраз, характерных для конкретного получателя поворотов языка, характерных формул языковых меток и частотных жанров языка. Поэтому важно проанализировать основные лексические, синтаксические и грамматические особенности речи телевизионного журналиста, поскольку именно различные композиционные и лингвистические средства выражения помогают телевизионному журналисту эффективно влиять на аудиторию для передачи информации, а затем ее от убедить что-то, передать определенные взгляды и идеи и побудить его совершить определенные действия и поступки.
Впервые рассмотрением особенностей языковой личности стал заниматься немецкий языковед, представитель неогумбольдтианского направления в языкознании Йоханн Лео Вейсгербер. В отечественной лингвистике изучение данного понятия связано с работами В.В. Виноградова, который на материале художественных текстов обосновал два пути изучения языковой личности, а именно: личность автора и личность персонажа [3, с. 137].
Определение «языковая личность» многомерна и многогранна.
Ю.Н. Караулов предложил использовать термин «языковая личность» в следующем значении: это «человек в его способности воспринимать и порождать речь (дискурс), владеющий системой языка и использующий ее для достижения в процессе коммуникации тех или иных неречевых и речевых целей» [4].
В.И. Карасик описывает 5 аспектов в речевой организации личности: языковую способность, коммуникативную потребность, коммуникативную компетенцию, языковое сознание и речевое поведение [7].
4 Социальная сеть как интернет-платформа для проявления языковой личности
Когда речь идет о системе коммуникативных жанров, которая предназначена для предоставления пользователям переменного набора инструментов для самовыражения и позиционирования языковой личности в Интернет-пространстве, жанр социальной сети, несомненно, занимает особое место. Социальная сеть – это многофункциональный гипертекстовый веб-сайт, на котором вы можете представить информацию о себе, создать списки друзей и отобразить их списки [1, с. 395].
Социальная сеть – это сложный жанр личного интернет-дискурса, который представляет собой особую гипертекстовую форму межличностного общения в виртуальном пространстве, участники которого могут присутствовать (онлайн) или в будущем (оффлайн), что характерно для одного из них [1, с. 397].
Разнообразие социальных сетей постоянно меняется, но в зависимости от целевой группы и основной темы, социальные сети являются массовыми и специализированными, в то время как «последние различаются по профессиональному возрасту, полу, религиозным мотивам, интересам и этнической и региональной принадлежности пользователей» [1, с. 399].
Интернет предлагает пользователям разнообразные социально ориентированные онлайн-сообщества, которые формируют различные типы социальных сетей:
– собственно социальные сети – Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте» и др.;
– профессиональные социальные сети – LinkedIn, «профессионалы», «Мой Круг» и пр.
Приведенные выше примеры классификаций социальных сетей работают в интернет-пространстве и представляют собой генетические преобразования личного интернет-дискурса, поскольку они дают лингвисту возможность выразить себя, использовать свой внутренний потенциал, открыть новые возможности общения, сформировать свою личную жизнь, найти необходимую информацию и т.д.
1. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. – 2017. – С. 395-428.
2. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в интернете / Т.Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: лингво-культурологический аспект. – Казань, 2018. – С. 63-67.
3. Дымарский, М.Я. Речевая культура и речевая манера / М.Я. Дымарский // Русская языковая ситуация в синхронии и диахронии. – Санкт-Петербург: РГПУ, 2016. – С. 136-144.
4. Казнова, Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации на примере французской блогосферы / Н.Н. Казнова. – Пермь, 2017.
5. Какорина, Е.В. Язык интернет-коммуникации / Е.В. Какорина // Язык массовой и межличностной коммуникации. – М.: Медиа-мир, 2017. – С. 393-378.
6. Карасик, В.И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Антология концептов. – Т.1. – 2017. – С. 13-15.
7. Лутовинова, О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе. – д-ра филол. наук. Волгоград, 2017.
8. Максимов, Б.Б. Фильтруй базар: словарь молодежного жаргона города Магнитогорска: около 31500 слов устойчивых словосочетаний / Б.Б. Максимов, вступ. ст. С.Г. Шульжевской. – Магнитогорск: МаГУ, 2002.– 506 с.
9. Смеюха, В.В. Социальные сети: Функционально-типологический аспект / В.В. Смеюха // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – № 2. – С. 100-105.
10. Ушаков, А.А. Интернет-дискурс как особый тип речи / А.А. Ушаков // Вестн. Адыг. гос. ун-та. – Сер. 2: Филология и искусствоведение. – 2017. – № 4. – С. 170–174.
11. Щипицина, Л.Ю. Текстовая организация социальной сети как гипержанра интернет-коммуникации / Л.Ю. Щипицина // Субъект познания и коммуникации: языковые и межкультурные аспекты. – Воронеж, 2017. – С. 211–225.