ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолингвистика и ее место среди других наук
1.2 Психолого-лингвистические и педагогические основы развития связной речи в дошкольном возрасте
1.3 Понятие связной речи и ее функции и сущностные характеристики
1.3 Основные направления и проблемы исследования связной речи в психолингвистике
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Свободный направленный ассоциативный эксперимент
2.2 Метод ассоциативных словарей
2.3 Метод вербальных ассоциаций
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитию связной речи принадлежит главная роль в процессе речевого развития ребенка и особое место в системе работы по развитию речи в дошкольных учреждениях.
Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.
Понятие связной речи определяет ее как смысловое развёрнутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между собеседниками. Несомненно, развитие связной речи протекает совместно с развитием мышления. Но не всем детям к 5-6 годам удаётся овладеть всеми сторонами связной речи. Именно потому, ребёнку важно научиться не только правильно строить предложения, но и последовательно излагать ход своих мыслей, наблюдений и выводов.
Актуальность выбранной теме обусловлена тем, что становление связной речи ребенка является неотъемлемой частью его развития и социализации, опыт зарубежных исследователей является очень важным в данном направление, так как отечественная психолингвистика является относительно молодой дисциплиной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолингвистика и ее место среди других наук
Психолингвистика – это наука, которая изучает психологические и языковые аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевого общения и индивидуальной речевой деятельности. Выйдя на стык двух «самых старых» отраслей научного знания – психологии и лингвистики (лингвистики), психолингвистика за относительно короткий период своего существования стала одной из основных «речевых и лингвистических наук». Появление психолингвистики (далее – ПЛ) в начале 50-х гг. прошлого века как отдельной науки связано с потребностью в разработке новой методологии научного исследования, объединяющей в себе самые современные и перспективные методы теоретического и экспериментального исследования явлений языка и речи, многогранных процессов речевой коммуникации и внутренней интеллектуальной деятельности человека, созданные в психологической науке (психология речи, психология общения и др.) и лингвистике. Впервые такая методология научного познания речевой деятельности и изучения природы знаков языка была разработана выдающимся отечественным ученым Львом Семеновичем Выготским, одним из основоположников психолингвистики. Научные открытия Л. С. Выготского, его концепции о природе явлений языка и речи, о диалектическом единстве процессов мышления и речи, закономерностях формирования речи и усвоения языка в ходе онтогенеза послужили научно-теоретической основой для возникновения психолингвистики как самостоятельной области научного знания [2, с. 3].
Выводы по главе 1
Основными качествами связной монологической речи у детей дошкольного возраста являются связность и целостность, тесно связанные между собой и характеризующиеся такими свойствами как коммуникативная направленность, логика изложения, структура, определенная организация языковых средств. Овладение связной монологической речью происходит постепенно в дошкольном возрасте. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста строиться по двум направлениям: формирование навыков рассказывания и формирование навыков пересказа.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Детские монологи на наглядно основе характеризуются точной передачей сюжета, самостоятельностью, образностью, выразительностью, наличием связей предложений и частей рассказа, интонацией, плавностью речи.
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Свободный направленный ассоциативный эксперимент
Ассоциативный эксперимент является основным способом доступа к сознанию и неосознаваемым процессам мышления. Понятие языкового сознания в психолингвистике связано с понятием «образ мира» в отечественной психологии. Образ мира – отображение в психике человека предметного мира, опосредованного предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами, поддающееся сознательной рефлексии [9]. Языковое сознание понимается как совокупность образов сознания, формирующихся и овнешняемых при помощи языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей [20].
На основе ассоциативного эксперимента и опроса информантов может быть сконструирована ценностная картина мира той или иной культуры.
В любом ассоциативном эксперименте, как в свободном, так и в направленном, испытуемый выполняет помимо основной еще одну важнейшую функцию - эксперта в области употребления языка.
Выводы по главе 2
В психолингвистике основными методами при становлении повествовательной речи дошкольников являются:
1. свободный направленный ассоциативный эксперимент;
2. метод ассоциативных словарей;
3. метод вербальных ассоциаций.
Свободный ассоциативный эксперимент является одним из общепризнанных и разработанных исследовательских процедур. Эффективность и валидность полученных результатов по итогам проведения свободного ассоциативного эксперимента была доказана множеством работ, выполненных в русле психолингвистики, а также когнитивной лингвистики.
Ассоциация - в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что основными качествами связной монологической речи у детей дошкольного возраста являются связность и целостность, тесно связанные между собой и характеризующиеся такими свойствами как коммуникативная направленность, логика изложения, структура, определенная организация языковых средств. Овладение связной монологической речью происходит постепенно в дошкольном возрасте. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста строиться по двум направлениям: формирование навыков рассказывания и формирование навыков пересказа.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Детские монологи на наглядно основе характеризуются точной передачей сюжета, самостоятельностью, образностью, выразительностью, наличием связей предложений и частей рассказа, интонацией, плавностью речи.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Глухов. – Москва: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
3. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. – Т. 1 / Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1964. – 478 с.
4. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Лабиринт, 2001. – 304 с.
5. Ивчатова, Е.Г. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок / Е.Г. Ивчаова, О.П. Галкина // Молодой ученый. – 2015. – № 2-3. — С. 958–60.
6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 523 с.
7. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников / И.Н. Лебедева. – СПб.: Питер, 2009. – 442 с.
8. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 1997. – 287 с.
9. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М., 1969. – 312 с.
10. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. – М.: Мысль, 1985. – 621 с.
11. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. комплекс для студентов пед. фак. / сост. Н.А. Королева. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 114 с.
12. Ощепкова, Е.С. Учебный ассоциативный словарь как средство формирования образов языкового сознания / Е.С. Ощепкова // Филологический класс. 2013. – № 1. – С. 51–54.
13. Павлова, З.Н. Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме / З. Н. Павлова, М. А. Павлова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 293–296.
14. Протасова, Е.Ю. Зарубежная наука о развитии связной речи дошкольников / Е.Ю. Протасова, Е.С. Рычагова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 18–25.
15. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
16. Сахарный, Л.В. Введение в психолингвистику. Курс лекций / Л.В. Сахарный. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. – 184 с.
17. Сигал, К.Я. Синтаксис связной речи: проблемы и перспективы / К.Я. Сигал // Вопросы психолингвистики. – 2015. – № 4. – С. 162–168.
18. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Воронеж: НПО «Модек», 2002. – 224 с.
19. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
20. Тарасов, Е.Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания / Е.Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания. – М., 1996. – С. 7–22.
21. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
22. Liwag, M.D. Children’s memory for emotional events: The importance of emotion cue retrieval strategies / M.D. Liwag, N.L. Stein // Journal of experimental child psychology. – № 60. – PP. 2-31.
23. Kintsch, W. Toward a model of text comprehension and production / W. Kintsch, T. Dijk van / Psychological review. – 1978. – № 85. – PP. 363–394.
24. Stein, N.L. Building complexity and coherence: children’s use of goal-structured knowledge in telling stories. Narrative development. Six approaches / N.L. Stein, E.R. Albro. – New York - London: Routledge, 1997. – PP. 5-44.
25. Stein, N.L. Children’s understanding of changing emotional states. The development of emotional understanding / N.L. Stein, T. Trabasso. – New York: Cambridge University Press, 1989. – PP. 50-77.
26. Stein, N.L. The concept of a story: A comprarison between children’s and teachers perspectives. Learning and comprehension of text / N.L. Stein, M. Policastro. – Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates. – 1984. – PP. 113–155.
27. Stein, N.L. The development of children’s storytelling skill. Child language. A Reader / N.L Stein. New York - London: Oxford University Press, 1988. – PP. 282-297.