ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ УСТНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1.1 Характеристика устного межкультурного общения
1.2 Совокупность умений устного межкультурного общения
1.3 Дидактический потенциал проблемных культуроведческих заданий в развитии умений устного межкультурного общения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ УСТНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
2.1 Принципы развития у учащихся умений устного межкультурного общения на основе использования проблемных культуроведческих заданий
2.2 Методическая разработка для развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения на основе использования проблемных культуроведческих заданий
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время большое внимание уделяется школьному образованию, насыщенности учебных программ, отбору и способам подачи материала. При этом подчеркивается важность изучения не только русского и белорусского языков, как государственных языков нашей республики, но и овладение иностранными языками. Это обусловлено не в последнюю очередь тем, что Республика Беларусь, являясь частью мирового сообщества, активно сотрудничает с другими государствами. Таким образом, во всех сферах жизни нашего общества граждане, владеющие одним или несколькими иностранными языками, являются востребованными. Что и ставит перед современной школой задачу не просто подготовить учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности, но и дать им возможность овладеть одним или несколькими иностранными языками.
Международное сотрудничество и связи с представителями других национальностей и стран выдвигают определенные требования к содержанию обучению. Любая межкультурная и межнациональная деятельность не мыслима без коммуникации. Следовательно, основные цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе направлены на развитие у школьников культуры общения и на формирование у учащихся всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а также на формирование навыков межкультурного взаимодействия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что для межкультурного общения недостаточно просто знать язык, необходимо обладать культуроведческими знаниями.
Вопросами обучения межкультурному общению занимались такие лингвисты и методисты, как Л.Б. Гудков, Л.А. Иголкина, М.Г. Тер-Минасова, В.В. Сафонова и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ УСТНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1.1 Характеристика устного межкультурного общения
Межкультурная коммуникация − это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию) [5, с. 3].
Иногда межкультурную коммуникацию обозначают как «кросс-культурную» (от английского «cross-cultural»). Это указывает на недостаточную переводческую культуру тех, кто этим обозначением пользуется, что уже само по себе свидетельствует о сложности проблем межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации.
В качестве определения межкультурной коммуникации мы можем привести определение, данное проф. А.П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [Цит. по: 6, с. 11]
По мнению Бражник Е.И., межкультурная коммуникация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: коммуникации, интеракции, перцепции. На коммуникативном уровне происходит обмен информацией посредством языка, культурных традиций и иной лингвокультурной общности, достигается взаимопонимание партнеров.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ УСТНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
2.1 Принципы развития у учащихся умений устного межкультурного общения на основе использования проблемных культуроведческих заданий
В основу межкультурного образования в международном контексте заложены три главных принципа:
1. Уважать культурную идентичность индивидуума посредством предоставления качественного образования.
2. Обеспечить каждого обучаемого культурно обусловленными знаниями, умениями, навыками и соответствующим отношением, необходимым для активного и полноценного участия в жизни общества.
3. Сформировать умения, навыки и отношение, которые способствуют уважению, взаимопониманию и солидарности индивидуумов, этнических, социальных, культурных и религиозных сообществ, а также разных национальностей [12, с. 116].
Для развития межкультурной сенситивности, создания атмосферы межкультурного взаимодействия и организации межкультурного обучения необходимо соблюдение довольно значимых для всего процесса обучения иностранному языку принципов:
1) познания и учета ценностных культурных универсалий;
2) культурно-связанного соизучения иностранного (английского) и родного (русского) языков;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав теоретические и методические основы развития у учащихся умений устного межкультурного общения на основе использования проблемных культуроведческих заданий, можно сделать следующие выводы.
Межкультурный подхода к обучению иностранным языкам подразумевает следующее:
- изучение иностранного языка как средства межкультурного общения;
- ориентацию на социальные роли говорящих, их интенцию и средства языковой реализации;
- анализ ситуации межкультурного общения по схеме: участники коммуникации/их социальные роли/время и место действия;
- интерактивный контекст – контекст взаимодействия представителей различных лингвокультурных сообществ.
Целенаправленное обучение наиболее значимых элементов иноязычной культуры способствует развитию познавательного интереса к изучению иностранного языка, а также готовит учащихся к возможной в будущем или даже в настоящем межкультурной коммуникации. Эта необходимость подиктована тем, что в современном мире многие межязыковые и межкультурные границы стираются, пространство межличностного взаимодействия увеличивается за счет развития туристической сферы и сферы информационных технологий (Интернет). Именно поэтому современный выпускник средней школы должен иметь основные представления о культуре стран изучаемого языка, а также владеть необходимыми и достаточными для осуществления корректного взаимодействия навыками социального поведения.
Таким образом, обучение иностранному языку как средству общения и обобщения культур стран и народов приобретает приоритетную значимость.
1. Бобылева, Л.И. Управление познавательной активностью студентов в процессе формирования умений межкультурного общения / Л.И. Бобылева // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире. – 2018. – С. 167–172.
2. Бражник, Е.И. Гуманитарный аспект современного военного образования / Е.И. Бражник, Т.В. Есикова // Межкультурная коммуникация как средство формирования личности. – СПб.: Издательство ВВМ, 2018. – С.97-106.
3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н\Д: Феникс, 2003. – 544 с.
4. Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов. / И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1998. – 232 с.
5. Гудков, Л.Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ / Л.Б. Гудков. − М.: Изд-во МГУ, − 2000. − 120 с.
6. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. − М.: Народное образование, 1999. − 208 с.
7. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2005. – 352 с.
8. Иголкина, Л.А. Коммуникация как основа межкультурного подхода к изучению иностранных языков / Л.А. Иголкина // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 3. – С. 158–161.
9. Кондранова, А.М. О межкультурном подходе в обучении иностранным языкам / А.М. Кондранова, М.В. Куимова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1097–1099.
10. Пинюта,И.В. Комплекс заданий для развития умений межкультурного общения у будущих учителей иностранного языка / И.В. Пинюта // Вестник Барановичского государственного университета. – 2017. – № 5. – С. 29-33.
11. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. − Воронеж: Истоки, 1996. − 238 с.
12. Свиридон, Р.А. Основные методические принципы межкультурного обучения / Р.А. Свиридон // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 42. – С. 115–118.
13. Соболева, А.В. Методика развития иноязычных умений межкультурного общения с учетом когнитивно-стилевого подхода: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.В. Соболева. – Москва, 2014. – 27 с.
14. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / П.В. Сысоев. – М., 2004. – 48 с.
15. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. − М.: Слово, 2000. – 216 с.
16. Kramsch, C. Language and Culture / C. Kramsch. – Oxford: Oxford University Press, 1998. – 144 p.
17. McKay, S.L. Teaching English as an International Language / S.L. McKay. – Oxford: Oxford University Press, 2005 – 150 p.