Глава 2. Специфика и идейно-жанровое своеобразие романа Д.Даунхэм "Пока я жива"
2.1. Кроссовер как жанр литературы
2.2. Проблематика романа Д. Даунхэм «Пока я жива»
2.3. Главный персонаж романа Д. Даунхэм «Пока я жива»
2.4. Особенности лексики в романе Д. Даунхэм «Пока я жива»
2.5. Конфликт в романе Д. Даунхэм «Пока я жива»
Выводы по главе 2
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА И ИДЕЙНО-ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Д. ДАУНХЭМ «ПОКА Я ЖИВА»
2.1 Кроссовер как жанр литературы
Практика совмещения классики и современности достаточно распространена. Одну из наиболее оригинальных форм совмещения элитарного и массового представляет жанр crossover. По мнению современных исследователей, данная тенденция свидетельствует о том, что сегодня формируется культура принципиально иного типа, существенно отличающаяся от существовавшей в эпоху модерна с ее отчетливым разделением традиции на элитарную и массовую. Культура современности демонстрирует набор качеств, который свидетельствует об активных процессах гомогенизации, совмещения, размывания границ, о невозможности однозначной оценки явлений культуры по шкале «высокое» – «низкое».
Становится очевидным, что сегодня достаточно трудно идентифицировать то или иное явление культуры, отнеся его к какому-либо типу, – в формате средств массовой коммуникации подобные процедуры выстраивания иерархий становятся невозможными. Вслед за художественной реальностью трансформируются и методы анализа подобных феноменов, а классическая эстетика уступает место постклассической «эстетике копий», в которой в качестве основных форм презентации выступают, как показал У. Эко, ритейк, римейк, серия, сага и интертекстуальный диалог. Именно для обозначения этих явлений исследователи и используют понятия «промежуточная культура» или «популярная культура» [Таюшев, С.С. Жанр crossover как явление популярной культуры / С.С. Таюшев // Научный потенциал: работы молодых ученых. – 2011. – № 11. – С. 231–237., с. 231].
Эти понятия отражают те культурные практики, которые существуют в любую эпоху и которые настолько многогранны, что мы вынуждены, стремясь более адекватно описать культуру в ее реальном функционировании, говорить о ее «промежуточных формах».
2.2 Проблематика романа Д. Даунхэм «Пока я жива»
Книга «Пока я жива» была написана и выпущена в 2007 году и была номинирована на получение нескольких наград; получила премию Branford Boase Award в 2008. Это прекрасная лирическая книга, невероятно обостряющая восприятие и чувства. Для Даунхэм нет запретных тем. Она повествует о жизни, которая сгорела так ярко, что у читающего данный роман возникает желание гореть, жить полной жизнью, а не мерцать.
В романе Д. Даунхэм «Пока я жива» речь идет о Тессе Уокер, шестнадцатилетней девочке, которая умирает от лейкемии. Она составила список – десять вещей, которые хочет сделать, прежде чем умрет. Она с другой планеты, не похожа на своих ровесников, оттого её список не такой невинный. Тэсса далеко не паинька, и ей хочется, прежде чем она умрет, попробовать наркотики, провести ночь с парнем, прославиться, помирить родителей, нарушить закон и покататься на машине в грозу. Но она очень скоро обнаруживает, что воплотить в жизнь данный список нелегко, помимо этого она осознает, что все мелочи важны: обнимать своего лучшего друга, разговаривать с братом, держать руку отца. Это то, что делает жизнь особенной, роман повествует о том, что вы осознаете ценность моментов только, когда вы знаете, что у вас их больше не будет.
2.3 Главный персонаж романа Д. Даунхэм «Пока я жива»
Главная героиня – молодая девушка «со славным именем в три слога» – Тесса Скотт – так любил говорить ее отец. Казалось бы, у этой девушки вся жизнь еще впереди, но у Тессы лейкемия. Отчаявшаяся и уставшая бороться с болезнью в течение уже четырех лет Тесса составляет список желаний, которые ей хотелось бы исполнить до того, как болезнь убьет ее. В список входят желания самых обыкновенных подростков: найти свою любовь, совершить безбашенный поступок и многое другое. Помогает Тессе осуществить этот план ее единственная подруга Зои.
Эта история о девочке, которая даже не цепляется за жизнь этим своим «странным» списком, а просто старается забыть о смерти, которая совсем рядом.
Тесса в романе показана не слабой девочкой, смиренно принявшей свою судьбу, а живым подростком-бунтарем, противоречивой, порой несносной, но жаждущей познать жизнь и пережить за несколько лет, то, что порой люди не могут осуществить на протяжении все жизни.
Тессе шестнадцать лет. Она больна уже четыре года. Четыре года она и не жива, и не мертва. Девочка составляет список того, что надо совершить перед смертью: потеря девственности, наркотики, путешествие, прочие подростковые желания. О чем может мечтать девушка в её возрасте? Ей нужно то, о чем говорят ее сверстницы. При обычных обстоятельствах она бы, возможно, и не попробовала все из этого списка, но раз ей не так много осталось, то она хочет успеть все. И Тесса идет выполнять эти самые пункты: от самых глупых до пронизанных любовью к близким, от эгоизма до самопожертвования, от жизни к смерти. Девочка меняется на глазах, её стиль речи, поведение, мысли.
2.4 Особенности лексики в романе Д. Даунхэм «Пока я жива»
Лексическая сторона книги проста и доходчива. В описании нет истерического надрыва или вселенской скорби. Если вести разговор о смерти, то более удачной формы подачи не подобрать: вот именно так – жизнеутверждающе.
Несмотря на то, что в книге встречаются сцены сексуального характера, автору благополучно удалось избежать пошлости. Даунхэм смогла найти нужный подход к «щекотливой» теме, балансируя на тонкой грани восприятия любовников через призму вкрадчивого слова.
Повествование ведется, в первую очередь, от лица главной героини. В романе превалирует употребление личного местоимения первого лица I.
And then I remember. I jumped in a river, I persuaded Cal to join me on a ridiculous spending spree and now I’m in hospital. But the moment of forgetting makes my heart beat fast as a rabbit’s, because I actually forgot who I was for a minute. I became no one, and I know it’ll happen again. (И потом я помню. Я прыгнула в реку, я убедила Кэла присоединиться ко мне и теперь я в больнице. Но момент забывания заставляет мое сердце биться быстро, как у кролика, потому что я на самом деле на минуту забыла кто я. Я стала никем, и я знаю, что это произойдет снова) [Downham, J. Before I die [Электронный ресурс].
2.5 Конфликт в романе Д. Даунхэм «Пока я жива»
Страдания, боль, грусть, печаль, тоска, переживания, любовь, все перечисленное есть в книге. Из всех этих пазлы представляют собой маленькие конфликты, которые складываются в одну большую картину: конфликт жизни и смерти.
Страдания главной героини Тессы, которая болеет раком. Лейкоз постепенно пожирает каждую ее клеточку с каждым днем все сильнее и сильнее и ей остается всего-ничего, каких-то полгода. Боль родных Тессы, ее отца, который так отчаянно надеется, что свершится волшебство и с его дочерью все будет хорошо. Грусть младшего брата, который ее сильно любит, но не хочет ее отпускать. Печаль...Тоска...Переживания... Любовь молодого человека Адама. Ведь он так ее любит. Другие бы ушли давно. А он остается с ней до конца. Это чистая светлая любовь.
Автор использует несколько трюков, чтобы получить полный эмоциональный диапазон из прожитого Тессой. В момент, когда Тесса признается своей подруге, что смертельно больна, подруга сообщает ей о свовей беременности. Так Даунхэм подчеркивает жизненный цикл. Тесса рассматривает развитие плода и в то же время следит за снижением собственного тела. Здесь проявляется конфликт растущей и увядающей жизни, построенный на противопоставлении.