Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования духовных потребностей у учащихся младшего школьного возраста
1.1 Феномен формирования духовных потребностей
1.2 Специфика формирования духовных потребностей в младшем школьном возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2. Диагностика уровня сформированности духовных потребностей у учащихся младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня острее, чем когда-либо прежде в нашем обществе. Распространение средств массовой информации по всей стране ведет к разрушительной антидуховной пропаганде, ведет к снижению моральных норм и даже угрожает психологическому здоровью человека.
Все больше и больше людей приходят к осознанию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, которые дает традиционное образование. Нравственные побуждения не могут быть рационально изучены с помощью чисто научного образования, никакая наука не может заменить любовь, веру, сострадание.
В настоящее время педагогическое сообщество и интеллигенция активно обсуждают вопрос о том, каким должно быть нравственное воспитание. В образовательном процессе дети формируют различные духовные качества. На наш взгляд, образовательная деятельность является одним из основных аспектов формирования духовных потребностей у младших школьников.
В общеобразовательной школе задача состоит в том, чтобы подготовить ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и выстраивать свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности учащегося.
Плодотворность образовательного процесса младших школьников во многом зависит от условий, которые могут способствовать развитию духовных качеств, таких как терпимость и независимость.
Цель исследования – выявить специфику формирования духовных потребностей у учащихся младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические основы формирования духовных потребностей у учащихся младшего школьного возраста.
1.1 Феномен формирования духовных потребностей.
Феномен формирования духовных потребностей интересовал ученых различных областей в течение многих лет. Для начала приведем определение самого термина. В качестве наиболее приемлемого мы выделили определение А.Г. Здравомыслова. Он выделил некоторые аспекты термина «духовные потребности»:
1) развитие творческой направленности, приобщение к общественной деятельности: искусство, история, философия, кино, театр;
2) проявления материальных потребностей и социальных отношений;
3) личностное развитие в гармонии и созидании [15, с. 10].
Духовные потребности представляются нам в форме личной мотивации человека к духовному творчеству, созданию духовных ценностей и их удовлетворению. Б.А. Есенкулов утверждал, что духовные потребности людей имеют огромные возможности, а также внутреннюю борьбу, самовыражение и желание сосредоточиться на том, что не может быть связано с физическими и социальными потребностями [13, с. 44].
Именно личный уровень развития позволяет нам стремиться к пониманию различных видов искусства, типов культуры, религии не только для удовлетворения социальных потребностей, но и для духовного пробуждения и стремления научиться чему-то «более высокому», не ограничиваясь соглашениями и законами, которые не подавляются социальными рамками. Этот тип потребности отличается тем, что чем больше человек удовлетворяет данный тип, тем более постоянным он становится. Нет предела нуждам и стремлениям духа.
Заключение.
Таким образом, духовная потребность – это не просто фокус функций сознания, это функция активной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится освободиться от оков материи и выразить себя в духе. Дух разрушает физиологическую перегородку, национальные различия, групповые различия стремлением к единству, интеграции разнообразия в единое целое.
Поведение личности имеет первостепенное значение в формировании духовных потребностей и нравственных норм, а также нравственного становления и развития. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и понимание содержания влияний, исходящих от родителей, учителей и других людей, путем обработки этих воздействий на основе морального опыта человека в соответствии с его взглядами и ценностями. В сознании ребенка внешнее влияние необходимо для формирования собственного отношения к миру. На его основе формируются мотивы поведения, принятия решений и личных действий, то есть нравственного выбора ребенка. Фокус школьного образования и реальных действий детей может быть неадекватным, но цель восприятия заключается в достижении согласованности между требованиями надлежащего поведения и внутренней готовности к нему.
Духовные потребности – это желание приобрести и обогатить вашу духовность. Арсенал духовности бесконечно разнообразен: познание мира, общества и человека, искусства, литературы, философии, музыки, художественного творчества, религии.
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина. – М., 2005. – 68 с.
2. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимова. – М.: Мысль, 1998. – 253с.
3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1986. – 126 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 79 с.
5. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – М., 1985. – 242 с.
6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей: вопросы психологии/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1985. – 86 с.
7. Болдырев, Н.И. Воспитание / Н.И. Болдырев. – М.: Энциклопедия, 2004. – 219 с.
8. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1979. – 65 с.
9. Воронова, О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Воронова. – Иркутск, 2001. – 21 с.
10. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 1979. – 204 с.
11. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М., 2002. – 27 с.
12. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб: КАРО, 2008. – 128 с.
13. Есенкулов, Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: автореф. дис. … канд. философ. наук: 13.00.01 / Бектур Аргенович Есенкулов. – Фрунзе, 1984. – 148 с.
14. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская. – М., 2003. – 9 с.
15. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Просвещение, 1986. – 15 с.
16. Игнатьева, Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева. – М., 2010 – 85 с.
17. Киселева, М. П. О духовно – нравственном воспитании / М. П. Киселева. – М., 2009. – 82 с.
18. Контарбаев, И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Контарбаев. – М.: Просвещение, 1996.–135 с.
19. Крупская, Н.К. Задачи школы 1 ступени / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1980. – 135 с.
20. Ластовская, Л.А. Нравственное воспитание в школе / Л.А. Ластовская. – М.: Гардика, 2005. – 133 с.
21. Максименко, А.В. Педагогика / А.В. Максименко. – М.: Гардика, 2008. – 33 с.
22. Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 1989. – 118 с.
23. Меньчиков, Г.П. Духовная реальность человека / Г.П. Меньчиков. – К., 1999. – 406 с.
24. Монтень. Собрание сочинений: Избр.труды: в 2 т. Т.1 / Монтень. – М.: Просвещение, 1988. – 115 с.
25. Немов, Р.С. Психология: Избр.труды: в 3 т. Т 1 / Р.С.Немов. – М.: Владос, 2000. – 436 с.
26. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Владос, 2000. – 83 с.
27. Тараткевич, М.В. Человек и его потребности / М.В. Тараткевич. – Спб.: Родос, 1986. – 143 с.
28. Трофимова, Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника/ Н.М. Трофимова. – М.: Вентана-Граф, 2000. – 120 с.
29. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1990. – 120 с.
30. Шаров, Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей личности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Шаров. – Новосибирск, 2000. – 56 с.
31. Щукина, Г.И. Педагогика школы / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1977. – 387с.
32. Яловецкая, Т.И. Нравственное воспитание школьников / Т.И. Яловецкая. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.