ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Требования к организации труда в природе детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ТРУД В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
2.1. Виды и содержание труда в разных возрастных группах
2.2. Виды и содержание труда по уходу за растениями и животными
2.3. Формы организации труда
2.4. Опытно-экспериментальная работа по диагностике уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников
2.5. Методические рекомендации по работе с уголком живой природы для старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Работа по организации уголка живой природы и на грядках в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение.
Постоянное общение с живыми объектами, проведение наблюдений и экспериментов с ними, систематическая работа по уходу и выращиванию растений учат детей самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, пробуждают любовь к природе.
В процессе длительных наблюдений, начиная с детского сада, у детей дошкольного возраста накапливаются знания о растениях, что позволяет им правильно понимать, от чего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь между растениями и окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы образовательного процесса. Она способствует наилучшей реализации экологического и природоохранного образования, формированию научного мировоззрения, отпечатку патриотических и нравственных чувств, любви к Отечеству. Тщательное планирование уголка дикой природы обеспечивает проведение различных видов практических и исследовательских работ, которые помогают подтвердить полученные знания на практике, а затем применить полученные знания на уроках естествознания и географии.
Уголок живой природы в дошкольном учреждении – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за объектами уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Объектом исследования является образовательный процесс, направленный на использование уголка живой природы.
Предметом исследования является формирование экологических представлений у детей с помощью уголка природы.
Цель исследования – формирование умений отбирать содержание для конкретной формы организации труда в природе детей разных возрастных групп.
Задачи:
1. определить требования к организации труда детей дошкольного возраста;
2. классифицировать виды и формы организации труда в дошкольном возрасте;
3. выявить отличительные особенности труда по уходу за растениями и животными;
4. провести диагностику уровня сформированности уровня экологической культуры дошкольников;
5. разработать методические рекомендации по работе с живым уголком и грядками в старшей группе.
Методы исследования: изучение и обобщение теоретического материала по проблеме исследования; наблюдение, беседа; количественный и качественный анализ результатов исследования, изучение опыта воспитательной работы школ.
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Требования к организации труда в природе детей дошкольного возраста
Одним из компонентов устойчивого развития является экологическое образование общества, цель которого создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Формирование экологической культуры представляет собой непрерывный процесс.
Экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:
– системы экологических знаний; естественнонаучных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических;
– культуры чувств – эмоционального резонанса, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;
– культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, культуры чувств деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение;
– экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза [7, с. 92].
Осознавая всю важность проблемы экологии в современном мире, экологическому воспитанию необходимо уделять внимание уже начиная с дошкольного возраста.
Психолого-педагогическими основами формирования первичных экологических представлений у дошкольников являются идеи ведущих ученых С.Л. Рубинштейна, Л. Выготского, А.В. Запорожца, М.М. Поддьякова, В.В. Давыдова.
К проблеме развития экологического образования как нового направления дошкольной педагогики обратились несколько позже, в начале 1990-х годов, так как изначально считалось, что первой ступенью непрерывной системы экологического образования должна стать начальная школа [13, с. 35]. Актуализация внимания к дошкольному этапу экологического образования связана с обоснованием ценности периода дошкольного детства для формирования основ экологической культуры. Сделав экскурс в историю науки, мы убеждаемся, что идея воспитания маленьких детей в тесном контакте с природой проходит красной нитью в трудах великих педагогов прошлого, как зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.), так и отечественных (В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и др.). В истории педагогики были представлены так называемые школы «натуралистического воспитания», где педагогический процесс строился с учётом принципа природосообразности, а сама природа рассматривалась как источник вдохновения, познания и творчества, без которого невозможно гармоничное развитие личности.
ГЛАВА 2 ТРУД В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
2.1. Виды и содержание труда в разных возрастных группах
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание, в том числе экологическое. По своему содержанию труд дошкольников можно разделить на четыре вида:
1. самообслуживание,
2. хозяйственно-бытовой труд,
3. труд в природе,
4. ручной и художественный.
Процентное соотношение данных видов трудовой деятельности в дошкольном возрасте примерно одинаково. Каждый вид труда имеет огромный воспитательный потенциал и решает ряд образовательных задач.
Далее рассмотрим более подробно все эти виды детской трудовой деятельности.
Самообслуживание – труд ребенка, направленный им на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Самообслуживание — это постоянное стремление поддерживать себя в чистоте, чистить одежду, готовность делать все необходимое для поддержания чистоты и порядка, а также формирование внутренней необходимости соблюдать гигиенические правила. Содержание работы по самообслуживанию меняется в разном возрасте и с приобретением детьми трудовых способностей. Если в младших группах содержание работы по самообслуживанию включает в себя одевание, стирку, уборку игрушек и материалов, то в старших группах содержание работы по самообслуживанию также включает в себя самообслуживание: подготовку рабочего места перед рисованием; уборку и даже стирку (дома) чашек, ложек после еды, приготовление кроватей, уборку игрушек и книг.
В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и такая работа становится их постоянной задачей. Сложность образовательных задач выражается в возрастающих требованиях к качеству действий, к организованному поведению в процессе самообслуживания и к затраченному на это времени. Педагог формирует техники взаимопомощи у детей, учит их, как искать помощи у других, как ее оказывать и как благодарить за помощь [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое воспитание является важной частью воспитательной работы детского сада. Реализация экологического образования возможна посредством базовой или частной программы. Согласно стандарту, развивающая образовательная среда должна быть системой условий для социализации и индивидуализации детей. Она содержит уголок природы, для разработки которого педагог должен знать программу и санитарные стандарты.
Как показал опыт методистов и педагогов, уголок природы в детском саду – это не только часть внутреннего интерьера, его значение трудно переоценить. Близость к природе положительно сказывается на работе дошкольных учреждений, делая их более дружелюбными, внимательными и мягкими. Забота о жителях уголка развивается в ответственности, бережливости и заботе о живых существах. А наблюдения за изменениями в природе, происходящими в разное время года, заставляют детей быть любознательными, помогают логически мыслить и отмечать детали.
В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что преобладает уровень средний и низкий уровень сформированности экологических представлений в старшей дошкольной группе. Детей с высоким уровнем мало. Поэтому нами были разработаны методические рекомендации работы с уголком живой природы, разработан инструментарий диагностических знаний и составлен комплекс заданий по формированию экологических представлений, которые проводятся в уголке природы и на грядках.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были выполнены. Можно сделать вывод о том, что комплекс заданий с использованием уголка живой природы является эффективным в процессе формирования экологических представлений дошкольников и подготавливает их к школе.
1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
3. Козлова, С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2004.
4. Комарова, А.Н. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Куцакова, Л.В. "Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие" – М.: Владос, 2005.
6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
7. Маневцева, Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Акцидент, 1998.
8. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2011.
10. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
11. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду. /С.Н. Николаева- М.: Мозаика-Синтез, 2010-С.15-33.
12. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.
14. Содержание труда по уходу за животными и растениями. Старший возраст (шестой год жизни) Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik26.html Дата доступа: 21.04.2020г.
15. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.