| ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………. | 3 5 |
| 1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста… 1.2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте….………. | 5 9 |
| 1.3. Проявления тревожности в младшем школьном возрасте……..…... | 14 |
| Выводы по 1 главе…………………………………………………………... | 19 |
| ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.…………………………………….………………………..…. 2.1. Описание методик и ход исследования..……………......................….. 2.2. Обработка результатов исследования самооценки и тревожности младших школьников……………………………….……..……………….. | 21 21 23 |
| 2.3. Проведение коррекционной работы………………………………...... | 31 |
| 2.4 Сравнение результатов до и после коррекционной работы………... | 32 |
| Выводы по 2 главе..………………………………………………………..... | 36 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…….. | 38 40 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………….…………… | 43 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению детей младшего школьного возраста, характеризующихся неуверенностью, повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью. Современное общество предъявляет высокие требования к личности подрастающего поколения. Современный младший школьник должен быть уверен в себе и своих способностях, открыт для взаимодействия с внешним миром, приспособлен к постоянно изменяющимся требованиям школы. Повышенная тревожность оказывает негативное влияние на психическое развитие младшего школьника.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Развитие самооценки у детей имеет свои особенности.
Особый интерес представляет именно младших школьный возраст, что связано с тем, что именно в этом возрасте начинает формироваться дифференцированное самосознание, самооценка и уровень притязаний. Младший школьный возраст представляет собой период активного становления самосознания и самооценки, что связано с включением ребенка в новую социальную среду, значимую и оцениваемую другими людьми деятельность.
Необходимость адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста связана с тем, что с помощью нее ученик способен правильно оценить свои учебные успехи и достижения, свои способности и возможности. Самооценка играет большую роль в саморегуляции учебной деятельности младших школьников.
Проблема сущности, структуры, функций, развития самооценки находит свое отражение в работах отечественных (Б Г. Ананьева, О.А. Белобрыкиной, Е.А. Бирюкевич, К.Р. Сидорова, И.И. Чесноковой) и зарубежных (А. Бандуры, Р. Бернса, У. Джемса, Г. Мида, К. Роджерса) авторов.
Необходимость изучения проявлений тревожность связана с тем, что повышенная тревожность учащихся младших классов представляет собой
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст представляет собой возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы с 6-7 до 10-11 лет. Этот возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. В младшем школьном возрасте происходит смена социальной ситуации развития, активное развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития:
– ведущей деятельностью становится учебная деятельность, появляется социальный смысл учения, среди мотивов преобладает мотивация достижения;
– изменяется референтная группа, распорядок дня;
– формируется новая внутренняя позиция;
– преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми [16, с. 58].
В младшем школьном возрасте ребенок приобретает новый статус, позицию ученика, которая характеризуется обязательностью, значимостью, высокой ответственностью. Младший школьник должен соблюдать дисциплину, ряд правил, подчинять свое поведению школьным требованиям. Изменение социальной ситуации развития заключается в выходе ребенка за пределы семьи и расширении круга значимых для него лиц [12, с. 25].
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется трудолюбие. Позитивным исходом этой стадии является ощущение у ребенка собственной компетентности, возможности действовать наравне с окружающими людьми; неблагоприятным результатом стадии может стать комплекс неполноценности [29, с. 62].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Описание методик и ход исследования
Исследование проводилось на ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно». В исследовании приняли участие 20 учащихся 1 классов в возрасте 6-7 лет.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. На первом этапе проводилась диагностика самооценки у младших школьников.
2. На втором этапе проводилась диагностика тревожности у младших школьников.
3. На третьем этапе была произведена первичная статистическая обработка результатов исследования.
4. На четвертом этапе результаты исследования и предлагаемая гипотеза были проверены методами математической статистики.
Для выявления самооценки у младших школьников применялась методика «Какой Я?» Р.С. Немова; для выявления тревожности применялась методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Методика «Какой Я?»
Методика предназначена для определения самооценки для определения самооценки ребенком дошкольного и младшего школьного возраста наличия у него некоторых качеств личности.
Цель исследования: выявить уровень самооценки младших школьников.
Ход исследования:
Процедура исследования: методика проводится в индивидуальной форме. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у младшего школьника, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, фиксируются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов проводится следующим образом: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что младший школьный возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. В этот период происходит смена социальной ситуации развития, активное развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника. Психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов, осознанность, рефлексия. Младший школьный возраст является сенситивным для развития самооценки. Эмоциональная сфера изменяется под воздействием поступления в школу и характеризуется повышенной впечатлительностью, возникновением страхов и тревоги.
Особенностями самооценки развития младших школьников являются: самооценка развивается на основе учебных оценок учителя, в оценке деятельности самим ребенком, а также в общении с другими детьми; преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами; с возрастом у младшего школьника возрастает критичность, требовательность к себе; происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки; становясь самостоятельной и устойчивой.
В младшем школьном возрасте возрастает риск возникновения школьной тревожности – формы проявления эмоционального неблагополучия ребенка, что выражается в волнении, повышенном беспокойстве в школе, учебных ситуациях. Основными факторами появления тревожности в младшем школьном возрасте являются: поступление ребенка в школу, успешность обучения ребенка в школе, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, особенности возрастного кризиса, семейное воспитание, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В эмпирическом исследовании принимали участие 20 младших школьников. Для выявления взаимосвязи самооценки и тревожности младших школьников сначала была проведена первичная обработка данных. Результаты исследования самооценки показали, что4 младших школьника (20%) имеют высокую самооценку; 6 младших школьников (30%) имеют
1. Архиреева, Т. В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития : монография / Т. В. Архиреева. – Великий Новгород : НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
2. Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В.Г. Белов, Р. Г. Коротенкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10 (80). – С. 36-41.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды : Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
4. Боцманова, М. Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М. Э. Боцманова, А. В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
5. Брель, Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. Ю. Брель. – Томск, 1996. – 18 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
7. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников / В. А. Гурова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 4. – С. 56-60.
8. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70-72.
9. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.
10. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 783 с.
12. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
13. Коновалова, К. В. Причины появления школьной тревожности / К. В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
14. Липкина, А. И. Самооценка школьника/ А. И. Липкина. – М. : Академия, 2007. – 243 с.
15. Микляева, А. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
17. Нехорошкова, А. Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А. Н. Нехорошкова и А. В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
19. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
20. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева. – 2015. – № 2. – С. 110-112.
21. Пирожкова, Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом / Н. В. Пирожкова // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 72-77.
22. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж : Модэк, 2000. – 456 с.
23. Савонько, Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М. : Педагогика, 1972. – С. 51-56.
24. Сергеева, Б. В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 128-132.
25. Соколова, Е. Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки / Е. Т. Соколова, Е. О. Федорова // Вестник МГУ. – 1986. – № 1. – С. 85-88.
26. Фатуллаева, А. Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А. Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
27. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельштейн. – Воронеж : Модэк, 2002. – 427 с.
28. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю. В. Щербатых. – М. : Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.
29. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
30. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М. В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151-155.