ВВЕДЕНИЕ
Мышление является процессом познания, связанным с открытием субъективно новых знаний, решением задач, с творческими преобразованиями реальности. Поэтому в психологии мышление определяется и изучается в качестве психического процесса и процесса решения задачи. Мышление включается во все виды деятельности человека, среди которых труд, познание, общение, игру. Кроме того, мышление связано со всеми личностными особенностями человека, среди которых можно выделить мотивацию, эмоции, волю, способности и пр.). Мышление представляет собой высший познавательный процесс.
Мышление является психическим процессом, который реализуется в умственных, мыслительных действиях и операциях личности. На протяжении XX века много выдающихся психологов обращались к проблеме психологического исследования мышления, каждый из которых работал внутри избранной им теоретической модели. Среди них можно назвать Дж. Уотсона, Ж. Пиаже, Вертгеймера, О. Зельца, З. Фрейда и др. Среди отечественных ученых данную тему разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.
Исследования мышления на сегодняшний день встречаются у представителей разных научных областей: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих отраслей существуют свои вопросы, в связи с которыми они обращаются к теме мышления, собственная понятийная система и, соответственно, свои теории мышления. Но все перечисленные научные сферы расширяют современные знания о мышлении человека, взаимодополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса. В данном исследовании будет подробно рассмотрено ассоциативное мышление.
Объект исследования: мышление.
Предмет исследования: способы коррекции и диагностики ассоциативного мышления подростков.
Цель исследования: рассмотреть особенности коррекции и диагностики ассоциативного мышления подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1. Понятие, виды мышления
Активно исследование мышления проводятся еще с XVII в. Для начального периода исследований мыслительных процессов было характерным являлось то, что мышление практически отождествлялось с логикой, а единственным его видом, подлежащим изучению, являлось понятийное теоретическое мышление. Непосредственно способность к мышлению считали врожденной и поэтому, как правило, рассматривали вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей на тот момент исследователи относили созерцание (в качестве некоторого аналога абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексию. К операциям мышления относили обобщение, синтез, сравнение и классификацию [10, с. 231].
Мышление является психическим процессом обобщенного и опосредованного отражения реальности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средство опосредования и обобщения исследователи называют речь. Мышление играет важную роль в попытках личности адаптироваться к жизненным реалиям. Результатом мышления выступает мысль, идея, понятие.
Основными отличиями мышления от других высших психических процессов являются следующие особенности:
• оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;
• оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;
• мышление выходит за рамки чувственного познания;
• оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;
• оно присутствует во всех высших психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.
2. Особенности ассоциативного мышления
Мышление в рамках ассоциативной теории эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта (Гартли, Пристли). Активность мыслительных процессов, их творческий характер были основной проблемой, которую не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонники объявили умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума [16, c. 314]. Таким образом, представители ассоциативной теории рассматривали мышление как связь (ассоциации) идей.
Представители вюрцбургской школы, которые положили наряду с А. Бине во Франции начало систематическому изучению психологии мышления, в первую очередь выдвинули положение о том, что мышление обладает своим специфическим содержанием, которое не сводится к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия.
В противовес субъективизму ассоциативной психологии, в рамках которой мышление сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опиралась на идущее от Ф. Брентано и Э. Гуссерля понятие интенции. В данном случае были выдвинуты положения о предметной направленности мысли и подчеркнута роль предмета в мышлении. Вюрцбургская школа подчеркивала упорядоченный, направленный характер мышления, выявляла значение задачи в мыслительном процессе.
За время своего существования вюрцбургская школа значительно эволюционировала. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних исследованиях), представители вюрцбургской школы (тот же К. Бюлер в позднейших работах, О. Зельц)
3. Особенности развития подростков
Есть две точки зрения на подростковое мышление. Одной из них является конструктивистская точка зрения когнитивного развития. На основе работы Ж. Пиаже [14] и Д.Б. Эльконина, она выдвигает гипотезу, что когнитивные улучшения, т.е. развитие мышления у подростков относительно внезапны и резки. Вторая точка зрения вытекает из изучения искусственного интеллекта и попытки объяснить когнитивное развитие с точки зрения роста отдельных компонентов мыслительного процесса.
К тому времени, когда человек достигает около 15 лет, его основные способности мышления сопоставимы со взрослыми. Эти улучшения происходят в пяти областях: внимание, память, скорость обработки данных и самоконтроль.
Улучшения наблюдаются в избирательном внимании, процесс которого сосредоточен на одном стимуле, а также в раздельном внимании – способности обращать внимание на два или более стимулов. Улучшения видны и в оперативной памяти, и долговременной памяти.
Подростки думают быстрее, чем дети. Скорость обработки резко растет в возрасте от пяти лет и до среднего подросткового возраста. Скорость повышения эффективности обработки данных начинает останавливаться в возрасте 15 лет и не изменяется до конца подросткового и взрослого возраста [5].
1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.21- 30.
2. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) Журнал практического психолога. - 1996. - № 5. – С. 15-21.
3. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий Хрестоматия. Познавательные психические процессы Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
5. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
6. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320с.
7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.
8. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с
9. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
10. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебнник для студ. высш. учеб. заведений. – 10-е изд. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 608 с.
12. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
13. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 256 с.
15. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002.- 315 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
17. Руденко А. В. Педагогическая психология: Учеб. - метод. пособие. – Д.: изд. Юго-Восток, 2003. – 125 с.
18. Старовойтенко Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. – М.: Академический проект, 2001. – 544 с.
19. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 592.