ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время современный этап развития общества характеризуется повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Проявление конфликтного поведения и агрессивности в детском возрасте является актуальной проблемой, которая все чаще волнует родителей и учителей. Конфликты в дошкольном возрасте отражают в их возрастном развитии признаки негативных тенденций в развитии личности и нарушении поведения.
Истоки конфликтного поведения лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов конфликтного поведения взрослых и своих сверстников. Специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве. Практика показывает, что поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя необдуманно, спонтанно, без выбора оптимального способа реагирования. При этом трудными для дошкольника могут оказаться типичные, часто повторяющиеся ситуации, которые требуют от него согласования действий с другими детьми, принятия и понимания сверстника. В итоге, конфликтные отношения способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому себе. Поэтому изучение природы конфликтности, особенностей протекания конфликтного поведения у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте приобретает важное значение.
Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста сегодня находится под пристальным изучением педагогов и психологов. Изучению проблемы конфликтов дошкольников посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.С. Залужный, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский, Х. Корнелиус, А.А. Рояк, Д. Скотт, И.А. Фурманов и др.).
Однако, анализ литературы показал, что существует недостаток исследований, направленных на выявление особенностей конфликтного поведения у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, недостаточно.
Актуальность темы исследования и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Гендерные особенности проявления конфликтного поведения в дошкольном возрасте».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «гендер» и гендерные различия в психологии
Рассмотрение гендерных различий целесообразно начать с разграничения понятий «пол» и «гендер».
В широком смысле «пол» – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Пол подразумевает биологическую принадлежность человека к женскому или мужскому полу [14, с. 179].
Основные теоретические положения гендерной проблематики отражены в трудах Т.В. Бендас, С. Бем, Ш. Берд, Г. Брандт, И.С. Клециной, И.С. Кон и др. Гендерные исследования перечисленных авторов посвящены многочисленным вопросам взаимодействия мужчины и женщины: и на уровне общества, и на уровне личной жизни.
Термин «гендер» (от англ. gender – род, пол) введен в научный оборот Дж. В. Скотт для разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.
По мнению С. Бем [2, с. 146], гендер представляет собой совокупность социальных и культурных норм, предписываемую обществом для выполнения их в зависимости от пола.
Как подчеркивает Г. Брандт [7], гендер – это не просто социальный пол, а отношение между полами и постоянно воспроизводящаяся в социуме система конструирования половой идентичности человека.
Гендер как сложная система конструируется обществом в качестве социальной модели женщины и мужчины, которая определяет их статус и роль в обществе, включает в себя:
− культурные символы, порожденные обществом в процессе своего развития;
− нормы и правила, регулирующие жизнь индивида и общества;
− самоидентификацию личности или понимание индивидом себя и своего места в конкретном обществе в неразрывной связи со своим полом.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Цель эмпирического исследования: выявить гендерные различия в проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
– на втором этапе проводилось непосредственное выявление особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста;
– на третьем этапе осуществлялся анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки.
Для изучения проявлений конфликтного поведения у дошкольников была использована методика Р. Жиля. Методика Р. Жиля позволяет выявить преобладающую позицию дошкольников среди других детей, наличие внутрисемейных конфликтов, стиль поведения детей в конфликтных ситуациях. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Теоретический анализ психологической литературы показал, что гендер – это совокупность культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации и гендерной идентификации. Гендер представляет собой сложную систему, которая конструируется обществом в качестве социальной модели женщины и мужчины, определяющей их социальный статус и роль в этом обществе. Гендерные различия представляют собой многоаспектное явление, которое содержит физиологические, социальные и психические различия женщин и мужчин.
Конфликтное поведение – это внешняя активность индивида, которая включает следующие процессы: внешние (вербальные и невербальные действия, поступки; внутренние (мыслительные, эмоциональные, волевые). Конфликтное поведение основано на столкновении противоположно направленных целей и тенденции между индивидами. Необходимым условием конфликтного поведения является его осознание сторонами в качестве именно конфликтного. Существует 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Конфликтное поведение дошкольников рассматривается в контексте проблемы нарушений поведения. Главная отличительная черта конфликтных детей – это их негативное отношение к сверстнику. Существуют различия между агрессивными и неагрессивными детьми по способу выхода из конфликтной ситуации по отношению ребенка к сверстникам. Конфликтное поведение дошкольников проявляется в агрессивных реакциях, которые могут быть направлены на себя, на других детей, на взрослых, на внешние объекты.
Целью эмпирического исследования явилось выявить гендерные различия в проявлениях конфликтного поведения у старших дошкольников. В результате эмпирического исследования было установлено следующее:
– существуют гендерные различия в уровне конфликтности и агрессивности. Мальчики характеризуются более высоким уровнем конфликтности и агрессивности, чем девочки;
– среди мальчиков 60% обладают высоким уровнем конфликтности и агрессивности, 20% обладают средним уровнем конфликтности и
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 490 с.
2. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
4. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. − М.: Медиум, 1995. − 323 с.
5. Берд, Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках / Ш. Берд // Гендерные исследования. – 2000. – № 14. – С. 5-33.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. − СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. − 318 с.
7. Брандт, Г. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы / Г. Брандт // Гендерные отношения в современной России. – 2003. – С. 1-5.
8. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 147-156.
9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
10. Данченкова, С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С.Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
11. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарика, 2003. – 320 с.
12. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников / В.Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 105 с.
13. Иванова, Ю.В. Историко-философский подход в изучении гендера как метафоры и социальной стратификации / Ю.В. Иванова // Омский научный вестник. – 2007. – № 1 (51). – С. 80-83.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с.
15. Клецина, И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клецина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − № 3 (6). − 2003. − С. 154-166.
16. Коломинский, Я.Л., Жизневский Б.П. Социально- психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 35-42.
17. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением / С.И. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.
18. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В. Банщикова. – М., 1975. – 438 с.
19. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: МИУ, 2008. – 215 с.
20. Меньшикова, Т.И. Диагностика агрессивного поведения дошкольников / Т.И. Меньшикова // Вестник ТГИ им. А.П. Чехова. – 2006. – № 2. – С. 75-79.
21. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Нифонтова. – Череповец, 1999. – 19 с.
22. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М.: Просвещение, 1988. – 390 с.
23. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А.В. Тимошок // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25–27.
24. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
25. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 211 с.