Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие самооценки в психологии
1.2 Особенности социометрического статуса в дошкольном возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе. По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.
Дошкольный возраст является начальным периодом осознания ребенком самого себя, своих потребностей и мотивов. Именно поэтому дошкольное детство рассматривается в качестве фундаментального возраста для становления и формирования адекватной самооценки.
Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие самооценки в психологии
В отечественной психологии самооценка рассматривается как центральное личностное образование, которое формируется еще в раннем возрасте под влиянием социальной ситуации развития и значимых других людей (Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский).
Исследователи Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер самооценку рассматривают в качестве продукта отражения индивидов информации о себе в соотношении с конкретными ценностями и эталонами, что существует в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [8, с. 225].
Во многих исследованиях самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в образе-Я [1; 2].
Самооценку в качестве важного компоненты самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, образа-Я среди окружающих людей. Самооценка рассматривается в качестве фундаментального образования личности, которое определяет ее активность, отношение к самому себе и другим людям [2, с. 171]. Согласно Л.С. Выготскому, самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе, которое вбирает в себя опыт его деятельности, общение с людьми [9, с. 224].
По мнению А.В. Захаровой, самооценка – это центральная часть личности, через призму которой преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, прежде всего, становление его личности и индивидуальности. Автор предлагает определять самооценку как системное образование, которое взаимосвязано с факторами психического развития, и является компонентом самосознания [3, с. 149].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Могилева. В исследовании приняли участие 30 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилось исследование взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) [21].
Назначение методики: выявление уровня и характера самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика проводится в форме беседы. В качестве стимульного материала выступает нарисованная лесенка из 5 ступеней. Процедура исследования: ребенку предлагается поставить фигуру человечка (себя) на одну из 7 ступенек и объяснить свой выбор.
Уровень и характер самооценки детей дошкольного возраста определяется по следующим критериям:
Неадекватно завышенная самооценка (7 ступенька). Ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую верхнюю ступеньку. Объясняя свой выбор, говорит о том, что мама и воспитатель оценивают его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что самооценка отечественными психологами рассматривается как интегральный компонент самосознания, объединяющий самопознание и самоотношение. В зарубежной психологии самооценка обычно рассматривается в структуре Я-концепции, а также как механизм, обеспечивающий согласованность притязаний личности по отношению к самой себе. Самооценка как психологическая категория представляет собой: центральное звено личности, главный компонент самосознания, регулятор деятельности и поведения, выделение человеком собственных качеств, их осознание и оценочное отношение к ним. Самооценка является элементом механизма произвольной психической саморегуляции, что связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается увеличением автоматизма в их функционировании в ходе возрастного развития.
Дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие самооценки и межличностных отношений. Вместе с развитием интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности у ребенка в этом возрасте складывается система отношений с другими людьми и миром в целом. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого и от характера общения со сверстниками. Неудовлетворенность общением со сверстниками повышает у них тревожность, агрессивность, обусловливает возникновение неуверенности в себе.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют преимущественно завышенную самооценку – они ставят перед собой завышенные цели, при оценке себя акцентируют внимание на положительных сторонах своей личности. Старшие дошкольники стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеют возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности. Эти дети считают, что в некоторых случаях другие люди их недооценивают.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
3. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
4. Белова, И. М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания : системный подход / И. М. Белова, Ю. А. Парфенов, Д. В. Сологуб // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3. – С. 620–628.
5. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания : хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
6. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
7. Бучилова, И. А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И. А. Бучилова, И. Н. Комкова, В. Н. Самылова // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 54–58.
8. Валицкас, Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гипперейтер // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 45-54.
9. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
10. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки : опыт, проблемы и перспективы : материалы международной научно-практ. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
11. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
12. Кобелева, Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
13. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
14. Кожанова, Н. А. Самооценка и особенности ее формирования / Н. А. Кожанова, А. С. Партасова // Лучшая студенческая статья : материалы научной конференции. – 2017. – С. 206–208.
15. Козлова, Н. И. Изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста / Н. И. Козлова, Е. Н. Пьянкова // European Scientific Conference. – Пенза, 2018. – С. 167–170.
16. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – М. : Изд-во : АСТ, 2010. – 448 с.
17. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : МОиПК, 1995. – 144 с.
18. Наконечных, В. Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В. Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369.
19. Подымова, Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л. С. Подымова, С. В. Ильина // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
20. Психологические тесты для профессионалов / авт.–сост. Н. Ф. Гребень. – Мн. : Соврем. шк., 2007. – 496 с.
21. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
22. Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1267–1269.
23. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
24. Смирнова Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. – М : Ин-т практ. психологии, 2000. – 392 с.
25. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Смысл, 2004. – 298 с.
26. Шупарова, К. В. Подходы к пониманию самооценки младших школьников в зарубежной и отечественной психологии / К. В. Шупарова // Академия педагогических идей «Новация». – 2016. – № 6. – С. 11–21.