ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.1 Проблема развития профессионально важных качеств в современных психологических исследованиях
1.2 Специфика профессионально значимых личностных качеств студентов психологов
1.3 Динамика развития профессионально значимых качеств у студентов психологов на этапе обучения в вузе
Выводы по главе I
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и процедура проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития профессионально важных качеств определяется грамотной расстановкой кадров, отбором специалистов в разных профессиональных областях и необходимостью их качественной подготовки, что обусловливает создание психологического описания профессий и составлению на его основе психограммы профессии вообще и профессии психолога в частности. Высокий уровень развития профессионально важных качеств является важным условием удовлетворенности трудом что служит дополнительным мотиватором для развития у специалиста необходимых в профессиональной деятельности качеств.
Современные исследователи выделяют три сферы воздействия на человека, которые существенным образом могут влиять на формирования и развитие у него профессионально важных качеств. Во-первых, это работа с регулятивной сферой, предполагающее развитие у человека интереса к определенной профессии и формирование определенного отношения к труду как к одному из возможных видов деятельности (А.А. Вайсбург, В.Д. Шадриков). Во-вторых, это работа с когнитивной сферой, в рамках которой развитие профессионально важных качеств связано с развитием целенаправленного формирования значимых в профессиональной деятельности интеллектуальных качеств и профессионального мышления (Р.В. Габдреев, JI.C. Селецкая, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель). В-третьих, направление, в котором развитие профессионально важных качеств происходит под влиянием тех условий, которые предъявляет человеку его профессиональная деятельность и при помощи выполнения определенных упражнений (Р.С. Горяева, К.М. Гуревич, Д. Иела, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин, Р. Паскази, Эн Ро, Д. Сьюпер, Ю.А. Цагарелли, В.В. Чебышева). Однако, описанные точки зрения на способы формирования профессионально важных качеств в целом не дают однозначного прямого ответа на один вопрос о том, что именно нужно делать для их формирования и развития. Кроме того, в описанных взглядах отсутствует субъект трудовой деятельности как носитель активности. Данный факт и обусловил проблему данного исследования, заключающуюся в изучении
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.1 Проблема развития профессионально важных качеств в современных психологических исследованиях
Изначально проблема формирования и развития профессионально важных качеств начинала рассматриваться с точки зрения связи между профессиональными и личностными характеристиками человека. В последствие в психологии стали широко исследовать само личностное развитие, самореализацию и самоактуализацию индивидов. Понятие профессионально важных качеств вошло в психологию в начале ХХ века. в рамках исследования по психологии труда. При этом составлялся некий набор наиболее важных, психических функций обобщенного субъекта труда, как успешного профессионала. Такого рода набор служил основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию, при этом считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием способностей и психических функций определенного качества и уровня.
Запрос психологической практики в рамках карьерного консультирования и профессионального отбора задавал определенные рамки требований к профессионально важным качествам, при этом речь шла о выявлении плохо поддающихся тренировке способностей и свойств личности, а также устойчивых профессионально важных качеств, являющихся довольно существенными для достижения профессионального успеха [5, с. 138].
Е.Р. Калитеевская в своих исследованиях пришла к выводу о том, что профессиональные качества личности, являются актуальными или потенциальными способностями к данной профессии или виду деятельности. Их ослабление. по ее мнению, приводит к стойким ошибочным действиям при
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Подводя итог исследованию теоретико-методологических аспектов изучения проблемы развития профессионально значимых качеств у студентов психологов на этапе обучения в вузе можно сделать следующие выводы:
1 На современном этапе развития психологической науки профессионально важные качества рассматриваются в основном как выступающие в роли внутренних психологических характеристик субъекта, способности человека к деятельности в широком смысле слова, и как форма профессиональных требований к человеку. Многие отечественные и зарубежные исследователи психологии труда сходятся во мнении, что именно в них проявляются эмоционально-волевые, когнитивно-психомоторные и мотивационно – потребностные структуры личности. Профессионально важные качества представляют собой отдельные психомоторные и психические свойства, динамические черты личности и физические качества, соответствующие требованиям определенной профессии и способствующие успешному овладению человеком этой профессией.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и процедура проведения исследования
Исходя из цели и задач курсовой, было организовано и проведено эмпирическое исследование динамики развития профессионально-важных качеств студентов психологов. которое проходило в ряд этапов. На первом констатирующем этапе эмпирического исследования из студентов факультета педагогики и психологии детства сформирована выборка испытуемых. В экспериментальную группу вошел 41 студент первого (20 испытуемых) и четвертого (21 испытуемый) курсов в возрасте от 17 до 23 лет. На втором этапе нами было поведено эмпирическое исследование испытуемых, вначале которого, был проведён анализ научных, методических, литературных источников по проблеме исследования. В программе данного исследования были сформулированы его проблема и актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи. Далее была проведена диагностика испытуемых экспериментальной группы с помощью следующих диагностических методик и процедур: ориентационная анкета (Б. Басса) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Методика диагностики направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета). Цель методики состоит в диагностике направленности личности на себя, на общение или на дело. Экспериментальный материал анкеты состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Из ответов на каждый из пунктов необходимо выбрать тот, который лучше всего выражает точку зрения респондента по данному вопросу. Затем из ответов на каждый из пунктов следует выбрать тот, который дальше всего отстоит от его точки зрения, наименее цене для него. Обработка результатов
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Подводя итог эмпирическому исследованию. можно сделать следующие выводы: для достижения поставленной цели и реализации выдвинутых задач было организовано исследование динамики развития профессионально значимых качеств у студентов психологов. В экспериментальную группу вошел 41 студент первого (20 испытуемых) и четвертого (21 испытуемый) курсов в возрасте от 17 до 23 лет. В ходе исследования была проведена диагностика испытуемых экспериментальной группы с помощью следующих методик: ориентационная анкета (Б. Басса) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Полученные в ходе исследования результаты также свидетельствуют о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе изучения динамики развития профессионально важных качеств у студентов психологов. были сделаны следующие выводы:
1. При рассмотрении проблемы развития профессионально значимых качеств в современных психологических исследованиях было определено, что на современном этапе развития психологической науки данный психологический феномен рассматривается в основном как выступающие в роли внутренних психологических характеристик субъекта, способности человека к деятельности в широком смысле слова, и как форма профессиональных требований к человеку. Кроме того, профессионально важные качества представляют собой отдельные психомоторные и психические свойства, динамические черты личности и физические качества, соответствующие требованиям определенной профессии и способствующие успешному овладению человеком этой профессией.
2. В рамках рассмотрения проблемы развития профессионально значимых качеств в современных психологических исследованиях выявлено, что в основном к ним относятся высокие умственные способности, эмпатия, социабельность, коммуникабельность, тактичность, ответственность, эмоциональная устойчивость, спокойствие, терпимость, креативность, доброжелательность, гуманность, социальный интеллект, организованность и др.
3 При описании специфики профессионально значимых личностных качеств студентов психологов необходимо отметить, что в целом успешность их обучения не связана с адекватностью и полнотой их представлений о профессиональных особенностях деятельности психолога. Однако настоящее время многочисленными исследованиями доказано наличие динамики развития профессионально важных качеств у студентов психологов на этапе их обучения в высшем учебном заведении.
4 Для изучения динамики развития профессионально значимых качеств студентов – психологов на этапе обучения в вузе было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 41 студент первого и четвертого курсов в возрасте от 17 до 23 лет. В ходе исследования была проведена диагностика испытуемых экспериментальной группы с помощью следующих ориентационной анкеты (Б. Басса) и многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла.
5 Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о положительной динамике развития профессионально важных качеств у студентов психологов во время обучения в вузе. Кроме того, проведённое эмпирическое исследование и анализ полученных результатов позволили разделить всех студентов, принявших участие в исследовании, на 4 группы с различным уровнем сформированности профессионально важных качеств. При статистической проверке результатов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования было доказано, что профессионально важные качества у студентов психологов процессе обучения в вузе имеют статистически достоверную положительную динамику развития.
Данный вывод в целом подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что в процессе обучения в вузе динамика развития профессионально важных качеств студентов психологов носит положительный характер, то есть у студентов 4 курса они развиты лучше, чем у первокурсников. таким образом, поставленная в начале исследования цель достигнута, выдвинутые задачи реализованы.
1. Абрамова. Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия. 2002. – 495 с.
2. Аминов, Н.А. Социально – психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. – 2012. – №12. – С. 73 – 84.
3. Бессонова, Ю.В. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 5 / Ю.В. Бессонова [и др.]. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 432 c.
4. Бурлачук. Л.Ф. Морозов, С.М. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2003. – 825 с.
5. Быкова, Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога / Е.А. Быкова // Вопросы психологии. – 2015. – С. 159.
6. Григорьева, М.В. Психология труда: конспект лекций / М.В. Григорьева. – М.: ЮРАЙТ-Издат, 2010. – 386 с.
7. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов – психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С.44 – 50.
8. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2010. – 456 с.
9. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер – М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015. – 336 c.
10. Каганов. А.Б. Выбираю профессию / А.Б. Каганов. – Мн.: Асар, 2013. – 233 с.
11. Казач, В.В. Психология профессиональнокй пригодности / В.В. Казач. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2016. – 452 с.
12. Калачева, И.В. Использование методов математической статистики в работе специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования: практическое пособие / И.В. Калачева – Могилев, УО «МГОИРО», 2015. – 93 с
13. Калитеевская, Е.Р. Особенности профессиональной деятельности психологов / Е.Р. Калитеевская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 310 с.
14. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – №5. –С. 72.
15. Карандашев, В.Н. Введение в профессию / В.Н. Карандашев. – М.: Смысл, 2010. – 288 с.
16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Академический проект, 2008. –347 с.
17. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – М.: Изд-во Моск. психол. – соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 456 с
18. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 610 с.
19. Кузьмина, Н.В. Педагогическая деятельность мастера / Н.В. Кузьмина // Проблемы дидактики производственного обучения / Отв. ред. Н.И. Думченко. М.: Педагогическая литература. – 2017. – 320 с.
20. Манухина, С.Ю. Психология труда: учебное пособие / С.Ю. Манухина. –М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 275 c.
21. Марищук, Л.В. К вопросу о способностях. профпригодности и профессиональном психологическом отборе / Л.В. Марищук // Вестник Московского университета. – Серия 14. Психология. – 2016. – №4. – С.81
22. Обозов. Н.Н. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов. – СПб.: Речь, 2009. – 342 с.
23. Овчарова. Р.В. Технологии практического психолога образования: уч. пособ. для студентов вузов и практич. работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 448
24. Пиаже. Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб: Речь. – 2010. – 235 с.
25. Проблемы профессионального становления личности в период учебной деятельности в вузе// Профессиональное и духовное становление специалиста: Сборник статей по материалам научно-практической конференции студентов и преподавателей факультета экономики и управления, февраль 1997 г. – М.: Изд-во «Институт молодежи», – 2004. – С.11 – 13.
26. Психологический словарь / авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова / под общ. ред. Ю.Л. Неймана. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 456 с.
27. Роджерс, К. Гуманистическая психология / К. Роджерс. – СПб.: Питер, 2002 – 510 с.
28. Тарасова, Е.О. Психолого-педагогическая диагностика профессионально важных личностных качеств: учебное пособие / Сост. Е.О. Тарасова. – Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 128 с.
29. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учебное пособие / В.А. Толочек – СПб.: Питер, 2010. – 479 с.
30. Торренс, П. Диагностика креативности / П. Торрес. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 396 с.
31. Харитонова, Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности / Е.В. Харитонова. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 416 c.
32. Холина, О.А. Динамика профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы / О.А. Холина // Психология. – 2016. – №3. – С.178
33. Шадриков, В.Д., Дружинин, В.Н. Формирование подсистем профессионально важных качеств в процессе профессионализации /В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин. – Ярославль: Издательство Ярославского государственного университета, 2007. – 447 с.