ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
1.2 Области использования электронных средств обучения в дошкольном образовании нормально развивающихся детей и детей с нарушением слуха
1.3 Современные подходы к формированию произносительной стороны устной речи воспитанников с нарушением слуха
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "ДЭЛЬФА – 130"КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Характеристика компьютерной программы «Дэльфа-130»
2.2 Конспекты коррекционных занятий с использованием компьютерной программы «Дэльфа-130» по формированию произносительной стороны устной речи у детей с нарушением слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время обществу все чаще приходится сталкиваться с таким понятием как ребенок с особыми образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это те дети, которые нуждаются в особой психолого-педагогической помощи и особых условиях для обучения и воспитания. Коррекционная педагогика создана для обеспечения социализации ребенка, т.е. она должна способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка – преодоления его социальной недостаточности, максимально возможного внедрения в общество, развития его способности жить самостоятельно.
В нашей жизни устная речь играет важную роль. Выступая в качестве наиболее распространенного способа общения, произнесенное слово одновременно является для нас носителем языка, самым важным средством мышления.
Проблеме формирования произношения глухих дошкольников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. Все исследования этих авторов характеризуются поиском оптимальных условий обучения для детей с нарушением слуха и стремлением повысить эффективность педагогического процесса при формировании их устной речи.
В качестве эффективного средства, по мнению многих исследователей, формирования речевой стороны речи у детей с нарушением слуха заключается в использовании информационных технологий, которые позволяют проектировать среду обучения (применение принципиально новых методов и форм обучения; применение новых подходов в организации учебного процесса). Кроме того, информационные технологии представляют собой комплекс современных аппаратных и программных средств, предназначенных для предотвращения и компенсации нарушений психофизического развития, общения, обучения, воспитания, коррекции у детей с нарушением слуха.
Анализ научной литературы показал, что в настоящее время проблема формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью информационных технологий недостаточно раскрыта.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать конспекты коррекционных занятий с использованием компьютерной программы «Дэльфа-130» по формированию произносительной стороны устной речи у детей с нарушением слуха.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
В настоящее время в педагогической теории и практике происходят значительные изменения, связанные с введением содержания, методов обучения и образования, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному обучению как нормально развивающихся детей, так и их сверстников с особым психофизическим развитием в информационном обществе. В связи с этим наблюдается активное применение информационно-коммуникационных технологий в системе общего и специального образования [21].
Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о многообразии трактовок понятия «информационные коммуникационные технологии». Обобщив и систематизировав имеющийся опыт, мы пришли к выводу, что информационные коммуникационные технологии, которые внедряются в образовательный процесс – это педагогические технологии, в которых в качестве средств для достижения желаемого результата выступают современные электронные образовательные ресурсы, представляющие собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, аудио- и видеоинформации [8; 3].
Информационные технологии – это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой информации с применением вычислительной техники.
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "ДЭЛЬФА – 130"КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Характеристика компьютерной программы «Дэльфа-130»
В последние годы появилась возможность компьютерной поддержки процесса формирования произносительной стороны речи при помощи различных компьютерных программ (Дэльфа-130, Видимая речь).
Компьютерная программа Дэльфа-130 представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Авторы программы – О.Е. Грибова.
Основной целью создания компьютерного тренажера являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на занятиях. Необходимость использования современных компьютерных средств обуславливается тяжестью и устойчивостью речевого дефекта, большой вариативностью его проявления, требованием жесткого поэтапного формирования полноценной речевой деятельности детей.
Компьютерная программа «Дэльфа-130» используется в нескольких направлениях коррекционной работы:
- коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса,
- формирование фонематического восприятия,
- обучение грамоте,
- формирование и коррекция навыка чтения,
- формирование лексико-грамматической стороны речи.
Тренажёр позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные информационно-коммуникационные технологий обучения представляют собой совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программ средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Учет учителями требований позволяет повысить качество разработки электронных учебных пособий и эффективность их использования в учебном процессе у разных категорий детей с особыми потребностями в психофизическом развитии. В то же время электронные средства обучения не должны заменять традиционные формы и методы обучения и воспитания. В своей работе дефектологи должны использовать оптимальное сочетание традиционных и инновационных подходов.
Голос слабослышащего обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией. Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных.
Важнейшей задачей коррекционного воспитания детей с нарушениями слуха остается проблема формирования их устной речи, без которой невозможен контакт с окружающим миром. Чем больше у ребенка степень нарушений слуха, тем меньше он / она способен воспринимать информацию о фонетических речевых элементах, тем самым увеличивая роль сохранных анализаторов, которые предоставляют дополнительную информацию, расширяющую границы способности глухих детей воспринимать звуковые речевые элементы, как чужеродные, так и их собственные.
Каждому ребенку с нарушением слуха требуется особая работа по формированию, развитию и коррекции навыков произношения. В специальных классах проводится работа по вызыванию и автоматизации звуков, с обязательной их фиксацией словами, фразами и предложения, и в то же время сосредоточена на правильном произношении слов: вместе, в нормальном темпе, в соответствии с нисходящей композицией, словесным ударением и орфоэпическими нормами.
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – Москва: Педагогика, 1994. –228 с.
2. Беляев, М.И. Технология создания электронных средств обучения / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова. – М.: МГИУ, 2002. – 304 с.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – Москва : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
5. Богрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Богрова. – М.: Просвещение, 1990.– 127 с
6. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард – Мезитос. – Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976. – 600 с.
7. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 2. – С. 8–12.
8. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
9. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
10. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – № 4. – С. 44 – 51.
11. Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс] / науч.-метод. учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.adu.by
12. Королевская, Т. К. Коррекция устной речи с помощью компьютерного тренажёра / Т. К. Королевская // Сурдо-логопедический тренажёр для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дэльфа– 130»: практическое руководство. – М.: Дэльфа, 2001. – С. 21 -40.
13. Королевская, Т. К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха / Т- К. Королевская // Дефектология. – 1995. – №2. – С. 59-65.
14. Круглик, Т. М. Компьютерные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуeнок. – Минск : БГПУ, 2009. – 102 с.
15. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 / О. И. Кукушкина. – М., 2005. – 381 с.
16. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. – С. 67 – 78.
17. Минич, О.А. «Информационные технологии в образовании» / О.А. Минич. – Минск : Красико-принт, 2008. – 176 с.
18. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В, Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
19. Рау, Ф. А., Рауд Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. / Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау. – М.: Учпедгиз, 1959. – 296 с.
20. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
21. Cороко, Е.Н. Специфика создания электронных средств обучения для детей с особенностями психофизического развития / Е. Н. Сороко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 1. – С. 26 – 30.
22. Шевченко, Е. В. Использование сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. В. Шевченко // Науч. электр. библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/14581503.
23. Учебный план специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. – Минск, 2017. – 56 с.
24. Феклистова, С.Н. Развитие устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха / С. Н. Феклистова. – Минск : НИО, 2016. – 111 с.