Одно из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспеченный методологией, практикой их разработки и использования, а также направленный на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в здоровьесберегающих условиях.
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться электронные средства обучения – средства обучения, которые созданы с использованием компьютерных информационных технологий. В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, обусловленные как спецификой предметных областей, так и возможностями современных компьютерных технологий. Современные электронные средства обучения могут быть представлены в виде:
- компьютерных тренажеров;
- тестирующих и контролирующих программ;
- игровых обучающих программ;
- электронных учебников;
- наборов мультимедийных ресурсов;
- справочников и энциклопедий.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, так как в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды электронных средств обучения, а также формы их реализации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в традиционную схему «педагог – учащийся – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в обучающий процесс – компьютерное обучение. Применение на занятиях компьютерных технологий становится мощным стимулом в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы детей: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит активизация познавательного интереса. Другой причиной является использование детской заинтересованности в
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. Термин «информатизация» был впервые применен в докладе «Информатизация общества», подготовленном в 1978 году группой специалистов по заказу Президента Франции [13]. По заключению ЮНЕСКО, информатизация представляет собой широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, которая обеспечивает систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, а также их использование обществом с целью текущего управления, дальнейшего совершенствования и развития.
Процесс информатизации стал началом развития информатизации непосредственно сферы образования, являющейся одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы образования, так как именно здесь подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Информатизация образования является процессом обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, оптимального использования современных средств информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
Система обработки презентаций Microsoft Office Power Point относится к программам по работе со слайдовыми изображениями. Далее кратко рассмотрим версию программы, которая называется Microsoft Office PowerPoint 2016 (дальше Power Point 2016) (в переводе с английского power – сила, энергия, мощность; point – точка, суть).
Программа Power Point 2016 обладает всеми возможностями систем обработки презентаций. Она работает в двух основных режимах:
- режиме создания и редактирования презентации;
- режиме ее демонстрации.
Стандартный формат файлов презентаций, созданных с использованием PowerPoint 2016, – формат PPTХ. Также PowerPoint 2016 обеспечивает работу с презентациями, созданными в предыдущих версиях программы в формате PPT, дает возможность сохранять презентации в файлах разных форматов. PowerPoint 2016 также позволяет сохранить презентации в формате веб-страниц, а отдельные слайды презентации в качестве графических файлов форматов GIF, JPG, PNG, BMP, TIF, WMF, EMF. Основной объект в системе обработки слайдовых презентаций – непосредственно сама презентация как совокупность отдельно взятых слайдов. На слайдах могут находиться различные объекты, каждый из которых обладает своими свойствами [3].
Информатизация представляет собой широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, которая обеспечивает систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, а также их использование обществом с целью текущего управления, дальнейшего совершенствования и развития. Процесс информатизации стал началом развития информатизации непосредственно сферы образования, являющейся одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы образования, так как именно здесь подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Информатизация образования является процессом обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, оптимального использования современных средств информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий. Электронные средства образования являются интерактивными программными продуктами со сложной внутренней архитектурой. Различные виды электронных средств образования могут быть объединены в единую систему на базе программы и учебного пособия по конкретному предмету и составлять электронный учебно-методический комплекс, реализующий дидактические возможности средств информационных компьютерных технологий во всех звеньях процесса обучения
Использование электронных средств в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между педагогом и детьми, а соответственно, и на методику проведения уроков в целом. Вместе с тем электронные образовательные средства не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главным для педагога является найти соответствующее место электронных образовательных средств в учебном процессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям ее решения там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии
1. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. М., 1999.
3. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.
4. Белохвостов, А. А., Аршанский Е. А. Электронные средства обучения химии: разработка и методика использования: учеб. пособие. Минск: Аверсэв, 2012.
5. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе, МО РБ, 2009.
6. Казакова, Л.Г. Компьютерная графика: учеб. пособие. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2006.
7. Круглик, Т.М., Зуенок А.Ю. Компьютерные технологии в образовании. Минск: БГПУ, 2010.
8. Левшина, Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к развитию речи старшего дошкольника // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992;
9. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2012.
10. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2005– 320 с.
11. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы. М.: Агентство «Издательский сервис», 2010.
12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.
13. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине компонента учреждения высшего образования «Использование электронных средств обучения в начальной школе» для специальности 1-01 02 01 Начальное образование / Сост. О.Г. Сорока. – Минск, 2017.
14. Якимцова, Л.Б. Электронные средства обучения в образовательном процессе кафедры высокомолекулярных соединений БГУ / Л.Б. Якимцова. – Минск., 2015 – с. 4.