Введение
Глава I. Теоретические основы работы над связной речью в игровых приемах (письменной речи, смс) на уроках русского языка
1.1 Проблемы формирования связной речи на уроках русского языка у детей с нарушением слуха
1.2 Характеристика использования игровых приемов в учебном процессе обучающихся с нарушением слуха
Глава II. Анализ работы над связной речью при помощи использования игровых приемов (письменной речи, смс) на уроках русского языка
2.1 Анализ программных требований по учебному предмету русский язык для детей с нарушением слуха
2.2 Особенности формирования написания (на примере смс сообщениях)
Глава III. Разработка комплекса игр и игровых упражнений для формирования связной речи для детей с нарушением слуха на уроках русского языка
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Гуманизация педагогического процесса характеризует современное развитие психолого-педагогической мысли и содержание модернизации образования. Сегодня особое внимание уделяется средовой интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая помощь и поддержка данной категории детей призвана удовлетворить сущностные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучении, воспитании и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие с позиций коррекционной педагогики рассматривается как процесс эффективного применения обучающих, воспитывающих и адаптивных технологий. В данном контексте технология представляет собой как практико-ориентированную область психолого-педагогической науки, так и способ решения педагогических задач на основе разработки четкого алгоритма, включающего в себя целевой, содержательный, системный другие компоненты (В. И. Загвязинский (2001), Т. И. Шамова (1993), Н. Е. Щуркова (2002) и др.).
Преимущество применение игровых технологий при построении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья отмечается в работах О.С. Газмана (1991), П.И. Пидкасистого (1996), Г.П. Щедровицкого (1996) и др. Игровые технологии позволяют развивать когнитивную, эмоциональную, мотивационно-потребностную сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим является коммуникативный подход. Он предполагает изучение языка в естественных для общения целях и функциях. Основной задачей признаётся обучение общению. Иными словами, сущность коммуникативного подхода в том, что процесс обучения строится как копия процесса общения, моделируются принципиально важные, сущностные параметры ситуации общения. В практическом плане решению дидактических задач способствуют комплексы методических приёмов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию. Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у детей с нарушениями слуха затруднения в общении с окружающими людьми.
Проблема исследования: применение игровых приемов (письменной речи, смс) при работе с обучающимися с нарушениями слуха на уроках русского языка.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ В ИГРОВЫХ ПРИЕМАХ (ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, СМС) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Проблемы формирования связной речи на уроках русского языка у детей с нарушением слуха
Тема особенностей и проблем письменной речи у детей с нарушением слуха является важной и актуальной в настоящее время. Особенности развития письма и чтения и проблемы, которые из них вытекают – аграмматизмы, крайне узкого используемого словарного запаса, неправильное употребление слов, незнание или неверное использование большого количества средств межфразовой связи не единожды изучались экспериментально как психологами, так и сурдопедагогами.
В настоящее время почти весь мир (слышащий и не слышащий) использует в своем общении письменную речь. Это все виды SMS-сообщений, чатов, интернет-сайтов и т.д. Некоторые фразы, если они неправильно сформулированы, могут быть прочитаны и поняты не так, как хотелось бы. По причине этого грамотная письменная речь в данный момент времени особенно необходима каждому [3, с. 213].
Письменная монологическая речь – это речь без собеседника, когда весь процесс контроля над письменной речью остается в рамках деятельности самого писателя, без корректировки со стороны слушателя. Такой процесс должен основываться только на достаточно полном применении развитого грамматического инструментария языка.
Для категории детей с нарушениями слуха сложнее найти грамматические инструменты, которые используются для выражения своего сообщения, чем для детей с нормальным слухом. А переход от подробной речи к внутреннему смыслу текста для них намного сложнее, чем для их сверстников с нарушениями слуха. Цель данной работы – проанализировать процесс формирования и развития письменной речи у слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста [13, с. 76].
Письменная речь является одной из форм существования языка, которая выступает противоположной устной речи. Это вторичная, более современная форма существования языка. Если устная речь выделяет человека из мира животных, то письменность следует считать самым великим из всех изобретений, которые созданы человеческим разумом. Письменная речь не только произвела революцию в методах накопления, передачи и обработки информации, но и изменила самого человека, особенно его способность к абстрактному мышлению. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения. С одной стороны, сохранение слухового восприятия ребенка и, с другой стороны, его присутствия среди и общения с самим собой и с людьми, которые слышат и говорят. В случае нарушения любого из этих условий развитие устной и письменной речи затрудняется [11, с. 121].
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ ПРИ ПОМОЩИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ (ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, СМС) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Анализ программных требований по учебному предмету русский язык для детей с нарушением слуха
Глухие и слабослышащие дети через письменность (алфавит, графику) познают слоговую, звуковую, словесную структуру устной и письменной речи. Главная цель обучения на уроках русского языка на данном этапе: привитие элементарных навыков чтения и письма. С этой целью на уроках русского языка в 1 классе решаются следующие задачи:
– научить детей складывать слова и фразы из вырезанного алфавита;
– учить звуковому и письменному анализу и синтезу;
– научиться читать слова и фразы из книги;
– читать небольшие тексты и отвечать на вопросы учителя о том, что он прочитал;
– развивать умение правильно сидеть, наклонять тетрадь к столу и правильно держать перо при письме;
– научиться писать все буквы русского алфавита, строчные и прописные, комбинировать их в слова по орфографии;
– формировать учение и умение наблюдать за правильным расстоянием между буквами в слове и словами на линии, наблюдать за наклоном, параллельностью и равноудаленностью элементов букв;
– формировать навыки списания слов и предложений из образцов, сначала из печатных, а затем из рукописных, шрифтовых; проверять написанное с помощью сравнения текстовой информации; читать послогово;
– развивать элементарные навыки орфографии;
– развить умение выразить просьбу в письменной форме, ответить на простой вопрос [12, с. 76].
Обучение письму состоит из упражнений, которые готовят к письму, и упражнений, которые учат писать. Подготовительные упражнения развивают свободные движения кисти, кистей рук, мелких мышц пальцев, глаз, чему способствуют очерчивание и затенение контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров. Работа по написанию строчных и заглавных букв должна выполняться в порядке их сложности (в соответствии с генетическим принципом).
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития связной речи учащихся младших классов с нарушениями слуха на уроках русского языка.
Игры:
Игра « Шифровальщики» [14].
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетического и фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание семантической функции звука и буквы, обогащение словарного запаса студентов, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег).
Книга куклы [18].
Цели: совершенствование навыков глобального чтения; преподавание заданий, ответы на вопросы учителя.
Оборудование: кукла с сумкой, набор табличек, самодельная книга с фотографией мальчика (девочки), который выполняет различные действия. Под рисунками приклеивается полоска плотной бумаги, чтобы можно было вставить табличку.
Речевой материал. Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.
Ход игры
Дети стоят полукругом рядом с учительницей. Учительница показывает куклу и говорит: «Кукла пришла в гости» - кр. Кукла будет играть с детьми. Затем учительница указывает на сумку, которую кукла «держит» и спрашивает - кр: «Что это?». Дети повторяют этот вопрос учителю. Кукла «достает» из сумки табличку с названиями действий (иди, беги...), дает детям задания. Учитель вместе с детьми читает каждую табличку, закрепляет ее на установленном холсте. Дети выполняют соответствующие действия. Затем учитель еще раз заглядывает в сумку, достает книжку и спрашивает: «Что это?» Дети говорят: «Это книга», либо в одиночку, либо вместе с учителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование письменности по праву считалось и считается одной из важнейших задач воспитания детей. Овладение письменным языком предоставляет детям с нарушениями слуха значительные возможности для компенсации последствий нарушений слуха и вызванных ими дефектов, ведет к расширению общения с окружающими и способствует лучшему психическому развитию. Выявлены две причины нарушений способности к письму у детей с нарушениями слуха: сложность анализа письма и несовершенство его объекта (слухового восприятия). Чтобы их чётко различить, необходимо комплексное изучение условий развития и обучения ребёнка, т.е. условий, от которых зависят характеристики его слуховых представлений.
Педагогическая технология представляет собой хорошо отработанный алгоритм, в котором присутствуют различные элементы – сигнатуры, последовательность действий, четкая привязка к которым приводит к гарантированному педагогическому результату, запланированному субъектами образовательного процесса. Что касается организации работы с учащимися с нарушениями слуха, то такое понимание игровой педагогической технологии расширяет границы понимания сути учебной, воспитательной и коррекционной деятельности. Большое количество исследований по данной проблеме закрепляет внимание на отдельных сторонах развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом исследовались только ее отдельные составляющие и предлагались конкретные виды деятельности, направленные на их совершенствование. В настоящее время потенциал игровой технологии, которая позволяет целенаправленно оказывать педагогическое воздействие на развитие учащихся с особыми потребностями, используется недостаточно. Необходимо помнить, что включение игровой деятельности в образование детей с ограниченными возможностями здоровья не всегда должно основываться на их полном потенциале. Эффективность применения игровых педагогических технологий при работе с детьми с нарушениями слуха становится источником обучения, воспитания, коррекции, творческого развития только при правильной его организации субъектами образовательного пространства.
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. – М., 1978. – 156 с.
2. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. – Изд.2-ое. – М. : Прогресс, 1989. – 120 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., 2005. – 342 с.
4. Борищук, Н. К. Развитие речи – развитие личности школьника / Н. К. Борищук // Начальная школа. – 2008. – №3. – С. 32-34.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л. С Выготский. – СПб . : Лань, 2003. – 654 с.
6. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 64 с.
7. Григорьева, Т. А. Обучение подготовительном классе детей с нарушением слуха: учебно-методическое пособие / Т. А. Григорьева. – Мн.: НМЦентр, 2001. – 215 с.
8. Гросс, К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. – Киев, 2006. – 351 с.
9. Грушников, П. А. Работа над предложением и связной речью в начальных классах / П. А. Грушников, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2007. – 128 с.
10. Змушко, А. М. Современные педагогические технологии в специальном образовании / А. М. Змушко. – Мн. Народная асвета, 2005. – 154 с.
11. Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С. А. Зыков. – М., «Просвещение», 1977. – 200 с.
12. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М. : Новая школа, 2007. – 110 с.
13. Левонюк, А. Е. Методика преподавания русского языка и литературного чтения: методические рекомендации / А. Е. Левонюк. – Брест : БрГУ, 2017. – 119 с.
14. Лещинская, Т. Л. Условия и механизмы повышения качества специального образования: пособие для педагогов, руководителей учреждений специального образования / Т. Л. Лещинская. – Минск: Народная асвета, 2006. – 349 с.
15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 276 с.
16. Непряхина, Н. А. и др. Сборник диктантов по русскому языку, 3-5 классы. Для учителей 1-го отделения вспомогательной школы / Н. А. Непряхина. – Мн. Народная асвета, 2005. – 132 с.
17. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»: в 2ч. / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 285 с. – 2ч.
18. Пидкасистый, П. И. Технология игры / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М., 2006. – 298 с.
19. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка / Н. И. Политова. – М. : Просвещение, 2004. – 191 с.
20. Ромаева, М. В. Исследование коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочное время / М. В. Ромаева // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 6. – С. 272-273.
21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М., 2008. – 169 с.
22. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 210 с.
23. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова [и др.]; под общ. ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
24. Тимохин, В. П. Сурдопедагогика: учебник для вузов / В. П. Тимохин. – М.: Просвещение, 2005. – 198 с.