ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИ\ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.2 ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ, ЕЕ СПЕЦИФИКАЦИЯ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация белорусского образования, а также современный этап развития психологии как науки показывают повышенное внимание к изучению особенностей и вариантов развития личности.
Ряд факторов: социально-экономические, экологические и пр. приводят к быстрому увеличению числа детей с нарушениями слухового анализатора.
Дети с нарушениями слуха способны воспринимать речь других людей тремя основными способами: слухо-зрительным, слуховым и зрительным.
Значение слухового компонента в восприятии речи изучали многие отечественные и зарубежные звукорежиссеры (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.). Эти авторы считают, что слуховые ощущения объединяются в единую концепцию или идею посредством взаимосвязи слуха, мышления и речи.
Таким образом, задача развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха является ведущей, непосредственно связанной с развитием речи. Практика специальных учебных заведений подтверждает гипотезу основателей дидактики школы о нарушениях слуха о том, что развитие детей с нарушением слуха должно сопровождаться постоянным увеличением возможностей использования слуха для успешного овладения речью.
Актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что нарушение слуха вследствие вторичных нарушений может привести к задержке развития речи у ребенка, вызывая наличие дефектов произношения, что, в свою очередь, приводит к негативному влиянию на развитие познавательных процессов и общее развитие ребенка.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, кроме того, игра служит основным средством психического, личностного и социального развития ребенка. Л.Н. Галигузова считает, что ведущая ценность игры заключается в том, что игра позволяет ребенку овладеть уникальным способом овладения реальностью – посредством действий в произвольных, надуманных обстоятельствах как средства социализации [9].
В специальных психолого-педагогических исследованиях Г.Л. Выгодская, С.Н. Феклистова подчеркивает, что вне рамок плановых и целенаправленных корректирующих действий наблюдается значительная задержка развития игровой активности ребенка с нарушением слуха: например, в период раннего и младшего дошкольного возраста создаются предпосылки для перехода.
Таким образом, необходимо организовать специальные коррекционные работы, направленные на поэтапное формирование игры у детей со слуховой депривацией.
Цель исследования: описать развитие слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста средствами дидактических игр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИ\ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Слуховое восприятие как психический процесс в онтогенезе
Для того чтобы рассмотреть особенности развития слухового восприятия в онтогенезе, прежде всего, нам необходимо изучить определения и особенности всех используемых в данной работе понятий. В настоящий момент восприятие в науке понимается как один из психических процессов, представляющий собой отражение человеком какого-либо явления действительности или отдельного предмета при его воздействии на органы чувств. Если говорить более точно, то любое восприятие или перцепция (от латинского perceptio) – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира человека [5, с. 24]. Восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие (в том числе слуховое) включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в том или ином объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа предмета [7, с. 19].
При этом, хотя восприятие (в том числе слуховое)и является совокупностью ощущений, его содержание значительно шире. Это связано с тем, что любой воспринимаемый органами чувств объект человек связывает с каким-то определённым словом (или звуком) и обозначаемым им предметом в целостности, а не в сочетании различных качеств. Обобщенность представляет собой высшую степень осознанности человеческого восприятия [17, с. 78].
Итак, процесс восприятия представляет собой сложную взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека. Восприятие, как и любой психический процесс, не просто участвует в деятельности человека, но и развивается внутри нее, также являясь особой формой деятельности.
Теоретические подходы к вопросу формирования и развития восприятия рассматривались в работах многих зарубежных и отечественных психологов. В частности, под руководством С.М. Рубинштейна были исследованы особенности различных видов восприятия [21, с. 25], а Б.Г. Ананьев изучил роль практики в развитии процесса восприятия. В частности, в своих исследованиях он доказал, что возрастные особенности протекания психических процессов во многом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение в данный период времени [1, с. 72].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Как известно, работа по развитию слухового восприятия проводится во время фронтальных занятий. Чтобы она был эффективной, необходимо придерживаться некоторых общих рекомендаций.
1. Изначально игровые упражнения проводятся на слухово-визуальной основе, то есть ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. Когда дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно начать представлять их только на слух. Перед этим образцы звука представлены на слух. Детям показывают объект, который будет звучать или демонстрировать характерный звук – длинный, громкий марш. Педагог за экраном воспроизводит звук. Затем он предлагает детям угадать, что звучало. Каждый раз, в случае ошибки, дошкольникам следует предъявлять образец звука, который они воспринимают на слухово-визуальной основе, а затем на слуховой.
2. Во время тренировочных игр звуки должны быть представлены в произвольной, постоянно меняющейся последовательности. Важно, чтобы дети не угадывали, а слушали звуки.
3. При проведении игровых упражнений необходимо учитывать возраст детей, степень потери слуха и уровень психофизического и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это, прежде всего, относится к выбору звуков, из которых предлагается выбирать то, что они слышат: из двух, трех или более. Сначала рекомендуется предложить детям ограниченный выбор – два звука, которые резко контрастируют с точки зрения акустических характеристик. Постепенно, когда вы овладеете тем или иным навыком в таких облегченных условиях слухового восприятия, вы должны расширить свой выбор (до 3-5) и предложить звуки, более близкие по акустическим характеристикам.
4. Упражнения в основном проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. В некоторых из них, где речевые сигналы (слоги или слова) и звукозаписи выступают в качестве источника звука, рекомендуется использовать стационарное оборудование для усиления звука. Если все дети или отдельные дошкольники могут слышать звуки, предлагаемые для различения, без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 метров (т.е. на расстоянии, на котором педагог обычно находится от них), то выполняются упражнения, которые рекомендуется выполнять без использования звукоусиливающего оборудования.
5. Чрезвычайно важно, чтобы урок был интересным и увлекательным, чтобы ребенок каждый раз был уверен в своих силах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие (в том числе слуховое) включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в том или ином объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа предмета.
В старшем дошкольном возрасте ребенок, занимаясь разными видами деятельности, а также в результате обучения, улучшает другие стороны слуховой функции: в частности, у него развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Однако это относится только к тем детям, которые демонстрируют темпы развития, соответствующие возрасту. Если же у ребенка по каким-либо причинам возникает задержка психического развития, восприятие и узнавание им различных звуков может быть значительно затруднено.
Игра – это общенаучное понятие. Термин «игра» имеет большое количество определения в различных областях, в психологии, педагогике, философии.
Проблема игры как важной деятельности, которая имеет особое значение для жизни ребенка, была объектом научных исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, К. Гросс, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.П. Усова, З. Фрейд, Ст. Холл, В. Штерн, Д.Б. Эльконин. В многочисленных исследованиях можно наблюдать ряд противоположных позиций относительно природы и содержания детской игры. Каждая конкретная позиция в существенной мере определяет педагогические условия для организации и руководства игрой.
Дидактическая игра – это игровая форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное, учебное и игровое, развлекательное. Это связано с необходимостью смягчить переход от одного лидера класса к другому, а также с тем, что во время игры дети легче усваивают знания и получают представление об окружающей жизни. В отличие от учебных классов, в дидактической игре образовательные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда учитель объясняет, преподает, а косвенно – ученики приобретают знания, играя. Задача обучения в таких играх кажется замаскированной для игрока, естественное желание ребенка играть и выполнять определенные игровые действия становится мотивом для ее реализации.
Сущность дидактической игры заключается в решении умственных задач детьми, которые предлагаются им в занимательной игровой форме. В процессе игры дети самостоятельно находят решения, при этом преодолевая конкретные трудности. Умственная задача воспринимается ребенком как практическая и игровая, что, соответственно, повышает уровень его умственной активности. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в тесной связи с развитием логического мышления и умением выражать свои мысли словами.
На основании приведенного анализа мы составили методические основы развития слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста средствами дидактических игр.
1. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев – М. : 2007. – 113 с.
2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева – Ярославль: Академия развития,2012. – 37 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М., 2013. – 216 с.
4. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. – М. : Просвещение, 2009. – 113 с.
5. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский. – М. : 2012. – 112 с.
6. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. – М. : 2012. – 147 с.
7. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. – М. :Владос, 2014. – 117 с.
8. Восприятие и деятельность / под ред. А.Н.Леонтьева. – М. : МГУ, 2013. – 227 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 536 с.
10. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание: о пед. руководстве игровой деятельностью школьников / О.С. Газман. – М., 1988. – 159 с.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология ощущений и восприятия / Ю.Б. Гиппенрейтер – М. :ЧеРо, 2012. – 134 с.
12. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. – Т.1. / А.В. Запорожец – М. : Просвещение,2012. – 76 с.
13. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
14. Коссов, Б.Б. Проблемы психологии восприятия / Б.Б. Коссов – М. : Изд-во «Наука»,1974. – 93 с.
15. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская. // Пед. соч. – М.: 1980. – 263 с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
17. Логвиненко, А.Д. Психология восприятия / – М. : Наука, 2013. – 117 с.
18. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие / А.Р. Лурия – М. : Изд-во МГУ,2009. – 224 с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.И. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М., 1999. – 944 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. – М., 2000. – 485 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М. : Педагогика,2013. – 237 с.
22. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994. – 239 с.